Инвентаризация основных средств — пошаговое ее проведенеи
Проводимая регулярно или внезапно проверка материального и другого имущества предприятия, на соответствие фактического наличия ценностей в местах хранения данным, содержащимся в инвентарных книгах и других средствах бухгалтерского учета называется инвентаризация.
Какими законами и актами регламентируется инвентаризация?
Она регламентируется следующими нормативными и законодательными актами:
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49.
Инвентаризация проводится регулярно один раз в год, перед сдачей годового отчета, а также в некоторых других случаях, к примеру;
- при смене материально ответственного лица;
- при получении информации о хищении товарных ценностей;
- при реорганизации или ликвидации предприятия;
- после наступления какой-либо ситуации чрезвычайного характера, при которой могли пострадать материальные ценности – пожара, техногенной аварии и т.п. с целью точного установления ущерба;
- в иных установленных законом случаях.
Проведение инвентаризаций обязательно, отсутствие данных о проведенных проверках имущества предприятия может приравниваться Налоговой службой к отсутствию ведения бухгалтерского учета вообще.
Объекты инвентаризации
Инвентаризации могут подвергаться:
- основные и оборотные средства,
- денежная масса,
- сырье, хранящееся навалом,
- драгоценные металлы,
- программные средства и другие фонды.
Инвентаризацию основных средств обычно рассматривают отдельно, т.к. она имеет свои особенности и тонкости.
Порядок проведения инвентаризации
При начале проверки действуют по следующему алгоритму. Руководитель компании или государственной организации объявляет приказ о проведении очередной или внеочередной инвентаризации составленный по форме № ИНВ-22 или ИНВ-23. Этот документ должен содержать информацию:
- о дате начала и окончания проверки,
- о месте проверки,
- о виде проверяемых фондов,
- сведения о составе инвентаризационной комиссии.
Состав комиссии: председатель (как правило, из руководящего состава – главный бухгалтер, коммерческий директор, заместитель директора и т.п.) и члены комиссии, в число которых должны входить работники бухгалтерии и службы внутреннего контроля или аудита, если она есть, а кроме них – иные сотрудники корпорации, например, инженеры, менеджеры, администраторы и другие. Допускается участие лиц из сторонней аудиторской организации, если оно предусматривается договором о проведении аудиторской проверки.
Также в приказ вписывается причина проведения инвентаризации — плановая, в рамках служебной проверки по подозрению о хищениях, из-за смены материально ответственного лица, из-за произошедшей чрезвычайной ситуации и т.п.
Первым делом комиссия проверяет состояние бухгалтерской отчетности – наличия записей в инвентарной картотеке по всем проверяемым объектам. Далее следует проверка наличия технических паспортов, формуляров, этикеток, документов на право пользования и остальных, которыми должны обладать объекты, подвергающиеся проверке. После этого комиссия приступает к пересчету имущества и сличению фактического наличия и количества товарно-материальных ценностей с тем количеством, которое должно иметь место по бухгалтерской отчетности. Для этого применяются специальные сличительные ведомости.
Что нужно сделать перед началом инвентаризации?
Необходимо:
- провести поверку средств измерений, если они используются;
- опечатать склады, кладовые и иные места хранения инвентаризируемых средств;
- получить с материально ответственного лица роспись в сличительной ведомости о том, что все имеющиеся в наличии товарные ценности оприходованы, выбывшие – списаны в расход, и незарегистрированных материальных средств у него не имеется;
- если ценности распределены по разным пунктам хранения, необходимо выяснить у ответственного, где и какие ценности территориально находятся;
- завершить проводку всех непроведенных финансовых документов;
- если пересчет проходит в розничном магазине, необходимо снять кассу и оприходовать дневную выручку;
- прекратить все приходно-расходные операции в месте проведения проверки.
Проведение инвентаризации
Ценности проверяются, пересчитываются или измеряются в том порядке, в каком они находятся в помещении. Товар, учитываемый в штуках, подвергается пересчету, по массе или объему – взвешиванию или измерению, у основных средств проверяются инвентарные номера.
Фабричная или предпродажная упаковка продукции вскрывается выборочно, содержимое подвергается пересчету: при обнаружении расхождений количества товара внутри коробки с тем, сколько написано на коробке или проходит по инвентарной книге, вскрываются все упаковки.
Окончание инвентаризации
При окончании проверки сведения вносятся в бухгалтерскую опись. Если выявлены факты недостачи, может быть объявлен приказ о дополнительной служебной проверке на предмет хищения.
Но следует знать, что, во-первых, сама по себе недостача не является административным или уголовным правонарушением, она может только служить доказательством в судебном процессе.
Кроме того, возможна и так называемая естественная убыль – усушка, утруска и т.д, величины которой для каждого вида товаров определены соответствующими нормативами.
Если недостача по данному виду продукции укладывается в нормы естественной убыли, то она списывается во внереализационный расход, в случае превышения норм материально ответственное лицо должно возместить убыток, либо дело может быть передано в суд. В случае обнаружения излишков они записываются во внереализационный доход , но слишком много излишков или регулярное их обнаружение также может служить поводом для подозрений и для объявления служебной проверки.
Как правильно писать объяснительную записку? В нашем материале мы постарались ответить на самые популярные вопросы.
Тут вы найдете все рекомендации, которые помогут написать соглашение о расторжении договора.
Хотите составить грамотное коммерческое предложение? Эта статья именно для вас.
Инвентаризация основных средств
Она имеет свои тонкости. Во-первых, она может производиться не раз в год, а раз в три года. Во-вторых, основные средства, к которым, как известно, относятся материальные активы, предназначенные для обеспечения производственного процесса без потери своей натуральной формы – здания, сооружения, дороги, инфраструктура, производственное оборудование, спецсредства, машины, хозяйственный инвентарь, зеленые насаждения, транспорт и др. – учитываются с учетом амортизации за эксплуатационный период. Каждый объект должен иметь уникальный инвентарный номер.
При учете осмотру подвергается сам объект для определения параметров его износа и других эксплуатационных характеристик, полный комплект документации на него — техпаспорт, формуляр, документы, подтверждающие право пользования, аренды оперативного управления и др. В описи указываются балансовая и амортизационная стоимость объекта, дата ввода в эксплуатацию и принятия к учету, полное наименование. Если объект подвергался реконструкции или модернизации, из-за которых изменилось его назначение и функции, то в опись вносятся сведения о новых функциях, и проводится оценка его новой балансовой стоимости.
Также могут проверяться операции по поступлению данных средств на баланс компании с оценкой их первоначальной рыночной стоимости, проверка обстоятельств изменения их балансовой стоимости и правильности начисления амортизации, контроль операций перемещения или выбытия, если они имели место. Для каждой группы основных средств существуют свои амортизационные нормы, сроки полезного использования и свой порядок учета, способ контроля качества технического состояния), признаков отнесения к той или иной амортизационной группе, а также порядок признания его утратившим функциональные и производственные качества и последующего списания.
Также при инвентаризации основных средств может быть проведена переоценка их балансовой стоимости, общий контроль состояния (особенно если это такие средства, как здания, дороги, транспорт и т.д.).
На основные средства, признанные комиссией непригодными к эксплуатации (утратившими полезные качества, устаревшими, разрушенными и т.п.), составляется отдельная опись, с указанием причин прихода средств в негодность. Объекты, пришедшие в негодность, списываются с последующим уничтожением установленным порядком.
Для примера, технические средства, содержащие драгметаллы (сведения об их наличии должен содержать формуляр или техпаспорт), полагается отправлять на утилизацию с последующим извлечением драгметаллов и приему их к учету как внереализационный доход предприятия.
Описи составляются в двух экземплярах (на арендуемое имущество – в трех), один из которых остается в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу. Напомним, что описи, или инвентарные книги служат для составления сличительных ведомостей, по которым собственно и производится переучет.
Выявленные неучтенные основные средства принимаются на баланс организации как внереализационные доходы, по рыночным ценам, с дальнейшим расчетом амортизации.