Инвентаризация склада — необходимость и метод проведения

Инвентаризация ценного имущества на складе предприятия является обязательной процедурой, которую надо проводить минимум один раз в год. В конечном результате все ценное имущество вносятся в инвентаризационную опись, которая сравнивается с бухгалтерским учетом. Это позволяет отследить кражу и правильно рассчитать налоги. Как правильно проводить инвентаризацию, какие нужны документы и что нужно для создания грамотной отчетности. Все вопросы будут рассмотрены в материале.

Зачем проводить инвентаризацию на складе

Любая организация обязана предоставлять данные инвентаризации и бухгалтерского учета в налоговую службу (распоряжение «о бухгалтерском учете» п. 2 ст. 12) .

Инвентаризация склада

Инвентаризация склада

Инвентаризация обязательно проводится:

  • при смене руководящего состава, передаче имущества другому лицу изменения типа предприятия из государственного или муниципального в унитарный тип;
  • при увольнении более половины сотрудников рабочего коллектива;
  • после обнаружения воровства, порчи или незаконного использования ценных ресурсов, находящихся на складе;
  • перед годовой отчетностью;
  • после повреждения имущества непредвиденными обстоятельствами (пожар, ураган, землетрясение и прочие).

Для предоставления отчета на складе нужно проводить минимум одну инвентаризацию в год. На практике складное помещение проверяется значительно чаще, чтобы не допустить кражи ценного имущества. Но не стоит слишком часто проводить проверку, так как на это уходит время и денежные средства. Также инвентаризация замедляет процесс работы других отделов.

Состав комиссии инвентаризации

Для подтверждения результатов проверки комиссия должна состоять минимум из 6 человек:

  • Комиссия по проведению инвентаризации

    Комиссия по проведению инвентаризации

    главного бухгалтера;

  • руководителя предприятия, его заместителя или доверенного лица:
  • начальники отделов;
  • представителя общественности;
  • работника отдела безопасности;
  • сотрудники службы логистики.

Кроме этого дополнительно могут приглашаться специалисты других служб, например, внутренний аудит предприятия или других организаций. При недостатке хотя бы одного человека в составе комиссии проведенная инвентаризация считается недействительной.

Основной функцией каждого сотрудника на комиссии являются помощь в правильности инвентаризации товаров. Конечный состав комиссии утверждает главный руководитель. Приказ нужно оформлять по форме ИНВ-22, далее его надо занести в журнал учета контроля над исполнением распоряжений начальства ИНВ-22.

Главный руководитель обязан предоставить необходимое оборудование для взвешивания, подсчета и перемещения ценных материалов по помещению

Инвентаризация склада — подготовка к проведению работ

Складное помещение перед началом проверки желательно привести в подобающий вид. Инвентаризационная комиссия должна получить все последние документы о недавней активности (приход, расход, утеря и т. п.) с ресурсами, находящимися на объекте. Все старые отчеты должны быть помечены меткой «до инвентаризации (число, месяц, год)». Это позволит бухгалтерии определить наличие недостатка товаров.

Люди, ответственные за имущество в складном помещении, должны перед началом всех процедур расписаться в отдельном документе о сдаче всех документов на товар в бухгалтерский отдел или к комиссии. Также нужна роспись о списании выбывших ценных ресурсов в расход. В дальнейшем ее нужно приложить к остальным описям.

Всего существует 2 вида комиссии: инвентаризационная и счетная. На второй вариант набираются рабочие, которые выполняют подсчет имущество на проверяемом объекте.

Порядок проведения инвентаризации на складе

Первым этапом надо создать сличительные ведомости. В них заносятся различные нестыковки наличия товара на складе и в отчете бухгалтерии. При наличии недостатка или излишка товара их данные записываются с оценкой из бухгалтерского учета. Для создания заключения используется отдельный единый регистр со всеми инвентаризиционными описями и сличительными ведостями.

При наличии временно хранящихся товаров для них оформляется отдельная сличительная ведомость. Она может быть создана от руки или в виде электронного отчета. Подтверждение отсутствия товаров на складе производится исключительно при присутствии бригадира смены, ответственного за сохранность имущества.

Проведение инвентаризации на складе

Проведение инвентаризации на складе

  1. В общем виде порядок выполнения проверки производится в следующей последовательности:
  2. Создается комиссия, которая будет осуществлять проверку.
  3. Создается план мероприятий с уточнением работников, проводящих подсчет имущества.
  4. Начальник подтверждает членов счетной комиссии и их план.
  5. Создание приказа о прекращении каких-либо манипуляций с товарами на складе.
  6. Подготавливаются документы бухгалтерии.
  7. Подтверждение ответственным лицом актуальности предоставленных данных из пункта выше (все старые товары списаны, а новые внесены в опись).
  8. Инструктирование счетной комиссии о заполнении описей.
  9. Проверка корректности заполнения описи после окончания подсчета всего ценного имущества.
  10. После окончания проверки повторно подтверждают наличие товара по созданным документам.
  11. Подготовка сличительной ведомости.
  12. Передача отчетов в отдел бухгалтерии.
  13. Если имеются какие-то спорные ситуации, то проводится контрольное сравнение предоставленных отчетов и наличия товара.

Акт инвентаризации ТМЦЭта статья расскажет, как правильно составить акт инвентаризации ТМЦ на предприятии.

Здесь пошагово расписана инвентаризация основных средств, что позволит вам быстро провести все работы.

Как выглядит счет фактура и как правильно ее заполнить? Оформление документа полностью описано тут.

Перемещение товаров во время инвентаризации

Во время работы комиссии предприятие должно обеспечить прекращение каких-либо манипуляций с имуществом. Это может повлиять на правильность составления отчета. Новые поступления товаров должны занестись в реестр в присутствии инвентаризационной комиссии и человека, ответственного за сохранность имущества на складе.

Завершение инвентаризации

В конечном результате инвентаризация создаются и заполняются следующие документы:

  1. Опись имеющихся товаров по стандарту ИНВ-1;
  2. Ведомость о различиях в инвентаризации и бухгалтерском учете (сличительная ведомость). Стандарт ИНВ-18. Составляется 2 экземпляра, где указываются отличительные характеристики каждого объекта. Одна копия остается в бухгалтерии, вторая отправляется ответственному лицу.
  3. Заключение обо всех проведенных действиях. Оформление по стандарту ИНВ-26.

В сличительную ведомость надо занести следующие данные в раздел «при инвентаризации установлено следующее (Д. – дебет, К – кредит,):

При наличии недостачи Создается документ с описанием недостающих ресурсов. Их заносят во внереализационные расходы. Если найден провинившийся человек, то надо дополнительно отметить, сколько имущество было возвращено.

При неизвестном виновнике:
Д. 2 к. 1
Д. 94 к. 1
Д. 91-2 к. 64

При нахождении провинившегося человека:
Д. 73 к. 94
Д. 50 к. 73

Излишки товаров Д. 1, К. 91-1.

Примером заполнения в случае наличия излишка ресурса:

На 23 января в ЗАО «Построим дачу» окончена годовая инвентаризация. Выявлено наличие излишков керамической плитки в 20 единиц. Рыночная стоимость за штучный товар составляет 500 рублей без НДС.

Отчет бухгалтерского отдела:
Д. 10 к. 91-1
— 10 000 рублей (500 рублей * 20 штук) – принято к учету.

Как правило, наличие лишнего товара встречается гораздо реже, чем его недостаток. Последовательность списания недостачи устанавливается министерством норм естественных утрат.

Если объем недостачи находится в пределах значения установленных правил, то недостаток записывается в издержки товарообращения. Иначе нужно проводить расследование для нахождения виновных людей. Но до момента установления этих лиц создается дебет 94 счета. Недостаток товара описывается по рыночной стоимости.

Пересчет товаров во время инвентаризации

Пересчет товаров во время инвентаризации

Пример ситуации:

На аптечном складе обнаружилось недостача 25 литров спирта. Общая сумма затраты, условно 2500 рублей. На производство с последней инвентаризации было использовано 350 литров. Следовательно, на естественные затраты могло уйти 1.9% (6,65 литров). 25>6.65.

В данном случае заводится расследование по статье 238-343 трудового кодекса. По этому поводу создаются проводки:

• Д. 94 к. 1, 4, 10, 40, 43 по факту наличия недостачи;
• Д. 19 к. 68 «расчеты НДС»
• Д. 94 к. 19
• Д. 73 к. 94
• Д. 79 к. 73

Д. –дебет, к. – кредит.

Бухгалтер должен знать все правила оформления инвентаризационной описи, сличительной ведомости и заключения о проведенных действиях. При неправильной инвентаризации владелец предприятия рискует получить штраф, а также не заметить пропажи имущества.

Автор: Ксения Михайлова

Руководитель производственного предприятия, к.э.н.

Статьи по теме
Оставить комментарий