Общехозяйственные расходы — что нужно в них учитывать

Рациональное ведение бизнеса начинается с определения необходимых затрат, которые появляются задолго до первой прибыли. Их анализ с момента возникновения, учет в балансе, отражение на себестоимости дают нужную информацию об эффективности работы предприятия. По степени участия в производстве затраты могут относиться к нему напрямую (общепроизводственные) либо быть с ним косвенно связанными ― эти расходы называют общехозяйственными.

Общехозяйственные расходы

Понятие

Общехозяйственные расходы являются составной частью всех затрат предприятия, которая обеспечивает организацию производственного процесса, но не связана напрямую с ним самим. То есть сюда входят обеспечение деятельности управленческого аппарата, содержание офисных помещений и оборудования, консультативные услуги, аудит и др.

Это весьма крупная часть косвенных затрат, без которых невозможно обойтись, при том, что весьма затруднительно отследить их конкретное влияние на выпускаемую продукцию. Поэтому они выделены в отдельную категорию. Метод ее учета в себестоимости выбирает само предприятие в зависимости от учетной политики.

Состав

Как уже упоминалось, эта расходная статья не затрагивает непосредственно производство, но включает все, что обеспечивает функционирование предприятия, создает условия для нормальной работы, подготовки кадров, расчетов с государством. В целом, здесь учитываются расходы на:

  • управление техническое и производственное:
  • обеспечение квалифицированными кадрами (подбор, обучение, повышение квалификации и т.д.);
  • содержание имеющейся в собственности недвижимости или арендованных помещений;
  • оплату услуг сторонних организаций;
  • расчеты по обязательным платежам в бюджет.

Если рассмотреть подробнее, то некоторыми примерами по видам будут:

  • заработная плата управленческих работников и персонала администрации;
  • командировочные и другие расходы на поездки сотрудников по нуждам предприятия;
  • оплата отпусков при прохождении переподготовки и повышении квалификации;
  • обеспечение мероприятий, связанных с поддержанием необходимого уровня техники безопасности;
  • отчисления в фонд социального страхования;
  • покупка канцелярских принадлежностей;
  • оплата услуг коммуникации (почта, телефон, интернет, переводы и т.д.);
  • проведение аудиторских проверок;
  • амортизация недвижимости, оборудования;
  • затраты на консультативные услуги, тренинги, информационную помощь и т.д.

В целом, эта категория учитывает все расходы, кроме общепроизводственных, что делает ее весьма разнообразной с большим количеством затратных статей.

Распределение

Распределение расходов – процесс, необходимый для любой организации. При этом он важен для наиболее выгодного налогообложения продукции, корректного формирования себестоимости и получения объективных данных о процессе производства.  Так как общехозяйственные расходы являются косвенными, они не включены в производственную себестоимость, а учитываются в финансовом результате, то распределение их требует более сложного расчета.

Применяются разные методы на основе показателей главного производства для включения в формирование полной себестоимости. Предприятие вправе самостоятельно выбирать способ распределения и отражает свое решение в учетной политике.

Одними из наиболее используемых методик расчета являются:

  1. На основе заработной платы сотрудников. В этом случае базой для расчета будет сумма зарплаты сотрудников основного производства.
  2. С учетом использованного для производства сырья, общая стоимость которого становится основой расчета коэффициента.
  3. По объему продаж продукции или услуг. В данном варианте будет учитываться соотношение сумм реализованного товара и понесенных при этом расходов.

В основе расчета используется формула определения коэффициента пропорциональности:

формула определения коэффициента пропорциональности

К ― коэффициент пропорциональности;

О ― объем используемого показателя (зарплата, продажи, прямые расходы и т.д.) в рублях;

Сохр ― сумма общехозяйственных расходов, руб.

Рассмотрим простой пример. Предприятие выпускает два вида продукции со следующими показателями за отчетный период.

Стоимость сырья на производство товара, руб.:

№1 ― 270 000;

№2 ― 395 000.

Заработная плата производственных рабочих, руб.:

№1 ― 160 000;

№2 ― 210 000.

Сумма, вырученная от продаж, руб.:

№1 ― 790 000;

№2 ― 980 000.

За этот период величина общехозяйственных расходов составила ― 78 000 руб.

Рассмотрим порядок их распределения по каждому из методов.

По заработной плате

Учетная политика предприятия устанавливает распределение по заработной плате. Сумма общей зарплаты составляет 370 000 руб.

К1=78 000 / (160 000 + 210 000) = 0,21081

Распределение 78 000 руб.:

№1: 160 000 * 0,21081 = 33 730 руб.

№2: 210 000 * 0,21081 = 44 270 руб.

По стоимости сырья

Распределение по стоимости сырья. Сумма, затраченная на его приобретение для обоих видов, равна 665 000 руб.

К2 = 78 000 / (270 000 + 395 000) = 0,11729.

Распределение 78 000 руб.:

№1: 270 000 * 0,11729 = 31 670 руб.

№2: 395 000 * 0,11729 = 46 330 руб.

По объему продаж

Распределение на основе продаж. Общая выручка составила 1 770 000 руб.

К3 = 78 000 / (790 000 + 980 000) = 0,044067

Распределение 78 000 руб.:

№1: 790 000 * 0,044067 = 34 814 руб.

№2: 980 000 * 0,044067 = 43 186 руб.

Из данного простого примера видно, что распределение общехозяйственных расходов по трем методам дает примерно одинаковые результаты. В реальности расчеты производятся более точно и с учетом большего числа компонентов.

Учет и списание

Для аккумулирования этих затрат используется счет 26 «Общехозяйственные расходы».  Учитываемые на нем расходные суммы могут списываться на счета:

  1. 20 ― «Основное производство».
  2. 23 ― «Вспомогательное производство». Используется при условии, что продукция и услуги были оказаны сторонним организациям.
  3. 29 ― «Обслуживающие производства и хозяйства». Для случаев поставки их продукции на сторону.
  4. 90 ― «Продажи». Применяется для организаций, не ведущих производства (брокеры, дилеры, агенты, комиссионеры и т.д.).

Счета-корреспонденты по дебету счета 26 приведены в таблице соответственно операциям.

Операция Счет-корреспондент
Название
 

Начисление амортизации по основным средствам общехозяйственного назначения

02  

Амортизация основных счетов

Начисление амортизации по нематериальным активам, используемым в общехозяйственных целях 05 Амортизация нематериальных активов
Списание на общехозяйственные нужды:
— материалов 10 Материалы
— инвентаря и хозяйственных принадлежностей 10 Материалы
Списание отклонений в стоимости материалов, использованных на общехозяйственные цели (при применении счетов 15) 16  

Отклонение в стоимости материальных ценностей

Списание полуфабрикатов на общехозяйственные нужды (в промышленности) 21 Полуфабрикаты собственного производства
Отнесение стоимости работ и услуг основных, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств, оказываемых для общехозяйственных нужд 20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
29 Обслуживающие производства и хозяйства
Списание готовой продукции на проведение опытов, анализов и исследований общехозяйственного значения 43  

Готовая продукция

Списание почтовых марок 50 Касса
Оплата мелких расходов на общехозяйственные нужды со специальных счетов в банках 55  

Специальные счета в банках

 

Отнесение стоимости работ и услуг, выполненных сторонними организациями для общехозяйственных нужд 60  

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Начисление сумм платежей налогов и сборов 68 Расчеты по налогам и сборам
Отчисления на социальные нужды 69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Начисление оплаты труда персоналу общехозяйственного назначения 70 Расчеты с персоналом по оплате труда
Отнесение командировочных расходов общехозяйственного персонала и оплата мелких расходов для общехозяйственных нужд через подотчетных лиц 71  

 

Расчеты с подотчетными лицами

Отражение работ, услуг, выполненных для общехозяйственных целей:
— прочими кредиторами 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
— подразделениями организации, состоящими на отдельном балансе 79  

Внутрихозяйственные расчеты

Списание стоимости недостач материальных ценностей (кроме отнесенных на потери от стихийных бедствий и на виновные лица), выявленных при инвентаризации 94  

Недостачи и потери от порчи ценностей

Включение в общехозяйственные расходы отчислений в резервы на предстоящие расходы и платежи 96  

Резервы предстоящих расходов

Списание доли расходов будущих периодов на общехозяйственные нужды 97 Расходы будущих периодов

Стоит учесть, что счет 26 не является сальдовым и списание с него производится ежемесячно полностью.

На основе примера, приведенного выше, сделаем проводку для учета и списания общехозяйственных расходов, сумма которых включала:

  • расходы на оплату непроизводственного персонала ― 50 000 руб.;
  • материалы ― 7 000 руб.;
  • расчеты по социальному страхованию ― 9 000 руб.;
  • оплата налогов ― 7 000 руб.;
  • амортизация ― 5 000 руб.

Списание выполняется на субсчета 20-1 и 20-2 основного производства для каждого вида изделия.

Счета-корреспонденты Сумма, руб. Операция
Дебет Кредит
26 02 5 000 Начисление амортизации общехозяйственного оборудования
26 10 7 000 Покупка инвентаря
26 68 7 000 Начисление налогов
26 69 9 000 Социальные отчисления
26 70 50 000 Оплата труда
20-1 26 33 730 Списание общехозяйственных расходов на себестоимость продукции №1
20-2 26 44 270 Списание общехозяйственных расходов на себестоимость продукции №2

Списание расходов при отсутствии прибыли

Ситуации, когда прибыль не получена, а расходы присутствуют, нередки. Для таких случаев, чтобы вести корректно бухгалтерский учет, предусмотрены два варианта списания общехозяйственных расходов:

  1. На дебет счета 20 «Основное производство». Здесь они будут учтены при формировании полной себестоимости продукции в дальнейшем.
  2. Учет на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», и включение в формирование финансового результата (убытки отчетного периода).

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий