Общехозяйственные расходы — что нужно в них учитывать
Рациональное ведение бизнеса начинается с определения необходимых затрат, которые появляются задолго до первой прибыли. Их анализ с момента возникновения, учет в балансе, отражение на себестоимости дают нужную информацию об эффективности работы предприятия. По степени участия в производстве затраты могут относиться к нему напрямую (общепроизводственные) либо быть с ним косвенно связанными ― эти расходы называют общехозяйственными.
Понятие
Общехозяйственные расходы являются составной частью всех затрат предприятия, которая обеспечивает организацию производственного процесса, но не связана напрямую с ним самим. То есть сюда входят обеспечение деятельности управленческого аппарата, содержание офисных помещений и оборудования, консультативные услуги, аудит и др.
Это весьма крупная часть косвенных затрат, без которых невозможно обойтись, при том, что весьма затруднительно отследить их конкретное влияние на выпускаемую продукцию. Поэтому они выделены в отдельную категорию. Метод ее учета в себестоимости выбирает само предприятие в зависимости от учетной политики.
Состав
Как уже упоминалось, эта расходная статья не затрагивает непосредственно производство, но включает все, что обеспечивает функционирование предприятия, создает условия для нормальной работы, подготовки кадров, расчетов с государством. В целом, здесь учитываются расходы на:
- управление техническое и производственное:
- обеспечение квалифицированными кадрами (подбор, обучение, повышение квалификации и т.д.);
- содержание имеющейся в собственности недвижимости или арендованных помещений;
- оплату услуг сторонних организаций;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет.
Если рассмотреть подробнее, то некоторыми примерами по видам будут:
- заработная плата управленческих работников и персонала администрации;
- командировочные и другие расходы на поездки сотрудников по нуждам предприятия;
- оплата отпусков при прохождении переподготовки и повышении квалификации;
- обеспечение мероприятий, связанных с поддержанием необходимого уровня техники безопасности;
- отчисления в фонд социального страхования;
- покупка канцелярских принадлежностей;
- оплата услуг коммуникации (почта, телефон, интернет, переводы и т.д.);
- проведение аудиторских проверок;
- амортизация недвижимости, оборудования;
- затраты на консультативные услуги, тренинги, информационную помощь и т.д.
В целом, эта категория учитывает все расходы, кроме общепроизводственных, что делает ее весьма разнообразной с большим количеством затратных статей.
Распределение
Распределение расходов – процесс, необходимый для любой организации. При этом он важен для наиболее выгодного налогообложения продукции, корректного формирования себестоимости и получения объективных данных о процессе производства. Так как общехозяйственные расходы являются косвенными, они не включены в производственную себестоимость, а учитываются в финансовом результате, то распределение их требует более сложного расчета.
Применяются разные методы на основе показателей главного производства для включения в формирование полной себестоимости. Предприятие вправе самостоятельно выбирать способ распределения и отражает свое решение в учетной политике.
Одними из наиболее используемых методик расчета являются:
- На основе заработной платы сотрудников. В этом случае базой для расчета будет сумма зарплаты сотрудников основного производства.
- С учетом использованного для производства сырья, общая стоимость которого становится основой расчета коэффициента.
- По объему продаж продукции или услуг. В данном варианте будет учитываться соотношение сумм реализованного товара и понесенных при этом расходов.
В основе расчета используется формула определения коэффициента пропорциональности:
К ― коэффициент пропорциональности;
О ― объем используемого показателя (зарплата, продажи, прямые расходы и т.д.) в рублях;
Сохр ― сумма общехозяйственных расходов, руб.
Рассмотрим простой пример. Предприятие выпускает два вида продукции со следующими показателями за отчетный период.
Стоимость сырья на производство товара, руб.:
№1 ― 270 000;
№2 ― 395 000.
Заработная плата производственных рабочих, руб.:
№1 ― 160 000;
№2 ― 210 000.
Сумма, вырученная от продаж, руб.:
№1 ― 790 000;
№2 ― 980 000.
За этот период величина общехозяйственных расходов составила ― 78 000 руб.
Рассмотрим порядок их распределения по каждому из методов.
По заработной плате
Учетная политика предприятия устанавливает распределение по заработной плате. Сумма общей зарплаты составляет 370 000 руб.
К1=78 000 / (160 000 + 210 000) = 0,21081
Распределение 78 000 руб.:
№1: 160 000 * 0,21081 = 33 730 руб.
№2: 210 000 * 0,21081 = 44 270 руб.
По стоимости сырья
Распределение по стоимости сырья. Сумма, затраченная на его приобретение для обоих видов, равна 665 000 руб.
К2 = 78 000 / (270 000 + 395 000) = 0,11729.
Распределение 78 000 руб.:
№1: 270 000 * 0,11729 = 31 670 руб.
№2: 395 000 * 0,11729 = 46 330 руб.
По объему продаж
Распределение на основе продаж. Общая выручка составила 1 770 000 руб.
К3 = 78 000 / (790 000 + 980 000) = 0,044067
Распределение 78 000 руб.:
№1: 790 000 * 0,044067 = 34 814 руб.
№2: 980 000 * 0,044067 = 43 186 руб.
Из данного простого примера видно, что распределение общехозяйственных расходов по трем методам дает примерно одинаковые результаты. В реальности расчеты производятся более точно и с учетом большего числа компонентов.
Учет и списание
Для аккумулирования этих затрат используется счет 26 «Общехозяйственные расходы». Учитываемые на нем расходные суммы могут списываться на счета:
- 20 ― «Основное производство».
- 23 ― «Вспомогательное производство». Используется при условии, что продукция и услуги были оказаны сторонним организациям.
- 29 ― «Обслуживающие производства и хозяйства». Для случаев поставки их продукции на сторону.
- 90 ― «Продажи». Применяется для организаций, не ведущих производства (брокеры, дилеры, агенты, комиссионеры и т.д.).
Счета-корреспонденты по дебету счета 26 приведены в таблице соответственно операциям.
Операция | Счет-корреспондент | |
---|---|---|
№ | Название | |
Начисление амортизации по основным средствам общехозяйственного назначения |
02 |
Амортизация основных счетов |
Начисление амортизации по нематериальным активам, используемым в общехозяйственных целях | 05 | Амортизация нематериальных активов |
Списание на общехозяйственные нужды: | ||
— материалов | 10 | Материалы |
— инвентаря и хозяйственных принадлежностей | 10 | Материалы |
Списание отклонений в стоимости материалов, использованных на общехозяйственные цели (при применении счетов 15) | 16 |
Отклонение в стоимости материальных ценностей |
Списание полуфабрикатов на общехозяйственные нужды (в промышленности) | 21 | Полуфабрикаты собственного производства |
Отнесение стоимости работ и услуг основных, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств, оказываемых для общехозяйственных нужд | 20 | Основное производство |
23 | Вспомогательные производства | |
29 | Обслуживающие производства и хозяйства | |
Списание готовой продукции на проведение опытов, анализов и исследований общехозяйственного значения | 43 |
Готовая продукция |
Списание почтовых марок | 50 | Касса |
Оплата мелких расходов на общехозяйственные нужды со специальных счетов в банках | 55 |
Специальные счета в банках
|
Отнесение стоимости работ и услуг, выполненных сторонними организациями для общехозяйственных нужд | 60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
Начисление сумм платежей налогов и сборов | 68 | Расчеты по налогам и сборам |
Отчисления на социальные нужды | 69 | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
Начисление оплаты труда персоналу общехозяйственного назначения | 70 | Расчеты с персоналом по оплате труда |
Отнесение командировочных расходов общехозяйственного персонала и оплата мелких расходов для общехозяйственных нужд через подотчетных лиц | 71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
Отражение работ, услуг, выполненных для общехозяйственных целей: | ||
— прочими кредиторами | 76 | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
— подразделениями организации, состоящими на отдельном балансе | 79 |
Внутрихозяйственные расчеты |
Списание стоимости недостач материальных ценностей (кроме отнесенных на потери от стихийных бедствий и на виновные лица), выявленных при инвентаризации | 94 |
Недостачи и потери от порчи ценностей |
Включение в общехозяйственные расходы отчислений в резервы на предстоящие расходы и платежи | 96 |
Резервы предстоящих расходов |
Списание доли расходов будущих периодов на общехозяйственные нужды | 97 | Расходы будущих периодов |
Стоит учесть, что счет 26 не является сальдовым и списание с него производится ежемесячно полностью.
На основе примера, приведенного выше, сделаем проводку для учета и списания общехозяйственных расходов, сумма которых включала:
- расходы на оплату непроизводственного персонала ― 50 000 руб.;
- материалы ― 7 000 руб.;
- расчеты по социальному страхованию ― 9 000 руб.;
- оплата налогов ― 7 000 руб.;
- амортизация ― 5 000 руб.
Списание выполняется на субсчета 20-1 и 20-2 основного производства для каждого вида изделия.
Счета-корреспонденты | Сумма, руб. | Операция | |
---|---|---|---|
Дебет | Кредит | ||
26 | 02 | 5 000 | Начисление амортизации общехозяйственного оборудования |
26 | 10 | 7 000 | Покупка инвентаря |
26 | 68 | 7 000 | Начисление налогов |
26 | 69 | 9 000 | Социальные отчисления |
26 | 70 | 50 000 | Оплата труда |
20-1 | 26 | 33 730 | Списание общехозяйственных расходов на себестоимость продукции №1 |
20-2 | 26 | 44 270 | Списание общехозяйственных расходов на себестоимость продукции №2 |
Списание расходов при отсутствии прибыли
Ситуации, когда прибыль не получена, а расходы присутствуют, нередки. Для таких случаев, чтобы вести корректно бухгалтерский учет, предусмотрены два варианта списания общехозяйственных расходов:
- На дебет счета 20 «Основное производство». Здесь они будут учтены при формировании полной себестоимости продукции в дальнейшем.
- Учет на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», и включение в формирование финансового результата (убытки отчетного периода).