Первоначальная стоимость основных средств

Что такое первоначальная стоимость основных средств, где отражается она и какие проводки должен записать бухгалтер? В нашей статье мы рассмотрим основные нюансы.

Несколько нюансов по основным средствам

Учет ОС в компании регулируется Положением по бухучету 6/01. Согласно данному документу, чтобы имущество было отнесено к основным средствам, должны быть выполнены следующие условия:

  1. Такое имущество нужно для применения в управлении компанией или для применения в производственных процессах. Кроме того, такое имущество может быть передано третьим лицам во владение или пользование. Однако сразу стоит сказать, что стоимость ТМЦ, которые были приобретены и затем переданы во временное пользование, не должны быть отражены по строке 1150 – для их учета есть срока 1160.
  2. Имущество применяется в целях компании свыше одного календарного года.
  3. При приобретении объектов компания не будет в дальнейшем перепродавать имущество.
  4. Объекты, купленные организацией, будут приносить выгоду.

Первоначальная стоимость основных средств

Чаще всего к ОС согласно Положению 6/01 относят:

  1. Здания.
  2. Оборудование.
  3. Силовые машины.
  4. Регулирующие приборы.
  5. Вычислительное оборудование.
  6. Капитальные вложения в земли или арендованные объекты и т.д.

Что относится к основным средствам в бухучете?

Остаточную стоимость ОС, сформированной на конце календарного года, нужно отражать по строе 1150. Для этого нужно из первоначальной стоимости ОС компании, которая отражается по счету 01 (кредит), вычесть сумму начисленной по ОС амортизации, учитываемой по счету 02 (дебет). То есть, в этой строке нужно привести разницу между сальдо по счету 01 и 02.

При этом в бухгалтерском учете ОС нужно отражать по их первоначальной стоимости, которая состоит из суммы затрат на покупку такого имущества. К таким расходам относят:

  • Сумма средств, которая передается продавцу имущества.
  • Затраты на транспортировку основных средств от продавца к покупателю.
  • Затраты на иные услуги, например, консультационные, которые связаны с приобретением имущества.
  • Средства, которые уплачивают посредническим организациям в качестве вознаграждения.
  • Любые пошлины и сборы, уплачиваемые при ввозе основных средств на территорию РФ.
  • Невозмещаемые налоги, которые платятся при приобретении основных средств.
  • Затраты на государственную регистрацию прав.
  • Расходы по оплате услуг подрядных компаний, заработок сотрудникам, взносы в различные фонды.
  • Любые затраты, которые связаны с установкой или сборкой ОС.

Правда, есть некоторые затраты, которые не приводят к увеличению стоимости ОС – например, если речь идет об общехозяйственных расходах. Единственное исключение – расходы, которые «пущены» на покупку или сооружение основных средств. Все понесенные затраты должны собираться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

После формирования первоначальной стоимости ОС, которые собираются на счете 08, должны быть списаны на счет 01 «Основные средства».

Это происходит после полной комплектации и установки ОС. Потому если компания купила ксерокс, но пока не использует его, то данная покупка должна отражаться на счете 01, несмотря на то, что данное имущество фактически находись на складе – то есть не имеет значения факт его ввода в эксплуатацию.

При этом ОС могут приобрести различными способами. К примеру, его купили у сторонней компании или приобрели по договору, которое создано самой организацией, получено безвозмездно.

Как формируется первоначальная стоимость основных средств в рублях?

При приобретении ОС стоимость имущества складывается из всех расходов на его покупку, доведения основных средство до состояния, которое подходит для использования.

Кроме того, сюда включаются и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением и вводом ОС в эксплуатацию, например, ща оплату труда сотруднику, уехавшему в другой город заключать договор на приобретение и т.д.

Давайте приведем пример и проводки по нему. Организация купила станок для последующего использования в производстве – за него было оплачено 708 тысяч рублей, включая налоги в размере 108 тысяч рублей. При этом при приобретении имущества компания воспользовалась услугами сторонней фирмы, стоимость которых составила 11,8 тысяч рублей, включая налог в размере 1,8 тысяч рублей.

Сотрудника компании отправили в командировку для заключения договора, при этом затраты составили 3,4 тысячи рублей, включая НДС 450 рублей. Также были понесены расходы на установку и ввод ОС в эксплуатацию в размере 23,6 тысяч рублей, включая налог в размере 3,6 тысяч рублей. При этом все операции были выполнены руками третьей компании.

Операции мы отразим в табличке

ДебетКредитОперацияСумма
1960Входной налог (НДС) по станку108000
08-460Затраты на покупку станка600000
1960НДС по услугам, которые связаны с покупкой имущества1800
08-460Расходы на консультационные услуги10000
1971НДС по затратам, связанным с командировкой сотрудника450
08-471Затраты на командировку сотрудника2950
1960Налоги, связанные с расходами на установку станка для его ввода в эксплуатацию3600
08-460Расходы на транспортировку ОС20000
08-401Стоимость станка была включена в состав основных средств632950

Формирование первоначальной стоимости оценки ОС в валюте

Стоимость ОС можно выразить не только в российских рублях, но и валюте. В этом случае стоимость придётся перечитывать на рубль на дату оприходования имущества (исключение – если ценности были оплачены авансовым платежом). При возникновении курсовых разниц их нужно зафиксировать в составе прочих доходов или доходов (если был убыток), а на саму стоимость ОС они не влияют.

Первоначальная стоимость основных средствПродавец должен определить размер выручки, который облагается налогом по курсу иностранной валюты, который действовал на дату отгрузки имущества – и в дальнейшем ее не пересчитывают. Таким образом, у продавца не будет обязанности менять информацию в счет-фактуре, которая была выставлена при отгрузке товара. Точно также ее размер не может быть изменен покупателем.

Есть пример: организация купила оборудование у отечественного поставщика. Согласно договору, стоимость ОС была установлена в иностранной валюте (долларах США), потому и оплачиваться имущество должно по курсу инвалюты, которые принята ЦБ РФ на момент перечисления оговоренной суммы. Стоимость имущества – 118 тысяч долларов, включая НДС 18 тысяч долларов.

Ситуация первая

Предположим, что курс на дату оприходования ОС составил 29 руб./USD, а на дату оплату имущество – 30 руб./USD.

В таблице отобразим операции по приобретению основных средств:

ДебетКредитОперацияСумма
1960Отражение входного НДС при покупке имущества522000 (18000 долларов × 29 руб./USD)
08-460Затраты на покупку основных средств2900000 (100000 долларов × 29 руб./USD)
0108-4Затраты на покупку имущества отражены в составе основных средств2900000
6819НДС принят к учету522000
6051Перечисление средств поставщику3540000 (118000 долларов × 30 руб./USD)
91-260Отражение отрицательной курсовой разницы118000 (118000 долларов × (30 руб./USD – 29 руб./USD))

Ситуация вторая

Давайте предположим, что курс американской валюты составил 30 руб./USD на день оприходования товара и 29 руб./USD при оплате ОС.

Операции будут отображены в табличке:

ДебетКредитОперацияСумма
1960Отражение входного НДС при покупке имущества540000 (18000 долларов × 30 руб./USD)
08-460Затраты на покупку основных средств3000000 (100000 долларов × 30 руб./USD)
0108-4Затраты на покупку имущества отражены в составе основных средств3000000
6819НДС принят к учету540000
6051Перечисление средств поставщику3422000 (118000 долларов × 30 руб./USD)
6091-1Отражение положительной курсовой разницы118000 (118000 долларов × (30 руб./USD – 29 руб./USD))

Что делать, если ОС оплачены авансовым платежом?

Если ОС, стоимость которого отражается в иностранной валюте и была оплачена авансом, то пересчет в рублях приходится на день перечисления аванса, при этом только в той части, в оплату которой были перечислены средства. А вот оставшуюся стоимость просчитают по курсу, который установлен на момент отгрузки – и при последующих оплатах ее нельзя будет изменить.

Первоначальная стоимость основных средств

Пример: организация купила оборудование стоимостью 59 тысяч долларов США, включая сумму НДС в размере 9 тысяч рублей. Согласно договору с продавцом, компании нужно перечислить поставщику определенную сумму в рублях, но по курсу иностранной волюты, который действует в момент уплаты средств.

Инвентаризация основных средствВ нашем мы материале мы пошагово рассмотрим, как проводится инвентаризация основных средств.

Здесь вы научитесь вычислять амортзацию линейным методом.

Что такое балансовая стоимость ОС и как ее вычислить? Читайте тут.

Ситуация первая

Оборудование было на 100 % уплачено авансом. Если курс доллара при перечислении средств составляет 30 руб./USD, операции будут отображаться следующими записями:

ДебетКредитОперацияСумма
6051Перечисление средств за оплату ОС1770000 (59000 долларов × 30 руб./USD)
6876Приняты налоги по перечисленным авансам270000 (9000 долларов × 30 руб./USD)
1960Учтены налоги по расходам при покупке имущества270000 (9000 долларов × 30 руб./USD)
08-460Расходы на оплату имущества1500000 (50000 долларов × 30 руб./USD)
6819Принят к вычету налог по расходам на приобретение оборудования270000
7668Восстановление налога, который ранее был принят к вычету с авансовых платежей270000
0108-4Оборудование было учтено в составе основных средств1500000
6060Зачтен ранее перечисленный аванс1770000

Ситуация вторая

Компания оплатила за оборудование аванс в размере 50 % от общей стоимости ОС. Предположим, что курс доллара США составил:

  • 29 руб./USD на момент перечисления средств.
  • 30 руб./USD на момент оприходования оборудования.
  • 31 руб./USD на день перечисления денег (окончательная оплата).

В табличке разберем, как будут отражаться ОС.

При перечислении 50 % аванса:

ДебетКредитОперацияСумма
6051Перечисление средств на оплату товара855500 (59000 долларов × 50% × 29 руб./USD)
6876Принятие НДС к вычету по авансу130500 (9000 долларов × 50% × 29 руб./USD)

В момент оприходования ОС

ДебетКредитОперацияСумма
1960Учет налогов по расходам, связанным с покупкой оборудования270000 (9000 долларов × 30 руб./USD)
08-460Учет расходов на покупку ОС (без НДС)1475000 (50000 долларов × 50% × 30 руб./USD + 855 500 руб. – 130 500 руб.))
6819Приняты к вычету налоги по расходам на покупку ОС270000
7668Восстановленный НДС, который принят к вычету с уплаченного аванса130500
0108-4Стоимость объектов, которые приняты в качестве ОС1475000
м60Зачтен аванс855500

В момент окончательных расчетов

ДебетКредитОперацияСумма
6051Перечисление окончательной суммы за оборудование914500 (59000 долларов × 50% × 31 руб./USD)
91-260Отражение отрицательной курсовой разницей25000 (855500 + 914500 – 270000 – 1 475000)

Автор: Ксения Михайлова

Руководитель производственного предприятия, к.э.н.

Статьи по теме
Оставить комментарий

Adblock
detector