🤔 Вы же наверняка задумывались, как помочь своей половинке зарабатывать больше? Но что делать, если во всех этих маркетингах и процедурах не разбираешься от слова «совсем»? Мы нашли выход — это сервис VisitTime
Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
— Сам записывает клиентов и напоминает им о визите
— Персонализирует скидки, чаевые, кешбек и предоплаты
— Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать
А еще там первый месяц бесплатно, поэтому лучшее, что вы можете сделать сейчас — установить или показать его своей принцессе Всё интуитивно понятно и просто, достаточно нажать на этот текст и запустить чат-бота
Перейти на сайт VisitTime
Управление запасами на предприятии — цели и задачи
Любое предприятие ставит перед собой основную задачу в получении максимальной прибыли. Это в свою очередь зависит от того, как продукция будет удовлетворять потребностям потребителя. Для эффективной деятельности компании немаловажным является тот момент, как будет сформирована политика управления запасами. Это часть политики оборотного капитала. От того, насколько правильно будет построен данный процесс, зависит уровень удовлетворения запросов потребителя и, соответственно, максимальная прибыль организации.
Управление запасами: что это такое и для чего применяется
Это процесс, который определяет и поддерживает наиболее оптимальный объем запасов и обеспечивает их финансирование.
Основные задачи, которые решает данная система, заключаются в том, чтобы рассчитывать необходимые нормы запаса на производстве, контролировать реальные размеры и вовремя делать пополнение, согласно установленных норм.
Система управления состоит из ряда процессов, выполняемых в определенной последовательности:
- Анализируется уровень запасов за предыдущий период. Главной целью на данном этапе является определение уровня снабжения ими производства, и оценивается эффективность их использования.
- Ставятся цели, для чего резервы необходимы. Они могут заключаться в том, чтобы:
максимально обеспечить производство в настоящее время;
определить количество сезонного запаса, который необходим для работы производства в будущем периоде;
организовывать деятельность в области сбыта на данном этапе. - Проводится оптимизация размеров текущих запасов для основных групп.
Управление необходимо для того, чтобы:
- понизить потери в производстве по причине недостаточного количества запасов;
- максимально уменьшить излишки ТМЗ (товарно-материальных запасов);
- ускорить оборот;
- снизить затраты предприятия на хранение ТМЗ;
- оптимизировать налогообложение;
- снизить количество потерь, связанное с порчей или старением резервов.
Управление оптимальным объемом запасов
Оптимизация запасов — это достаточно сложная задача, с которой сталкивается большинство предприятий, особенно актуальная она среди торговых организаций. Если не принимать во внимание данный вопрос, можно столкнуться с некоторыми сложностями, что впоследствии приводит к:
- недостаткам средств, находящихся в обороте;
- сбоям в работе складских помещений;
- неудовлетворенности заказчиков;
- образованию просроченных товаров.
Благодаря формированию оптимального объема возможна минимизация страхового резерва. Однако это не должно препятствовать своевременному выполнению поступающих заказов на продукцию.
Процесс достаточно сложный, и подходить к решению необходимо комплексно, где важно учитывать все значимые факторы, к которым относятся:
- ценовая политика;
- закупка, хранение и продажа каждой единицы товара;
- внешние факторы и многое другое.
Дефицит способствует тому, что работа производства может остановиться, упадут объемы реализации, в определенных случаях возможна необходимость приобретения недостающего сырья по более высоким ценам. Все это приводит к тому, что предприятие не получает возможную прибыль.
Решая столь сложные задачи, важно особое внимание уделять не только системе учета по реализации, но и вопросам, касающимся анализов данных.
- Оптимизация закупки. Считается наиболее эффективным способом, чтобы минимизировать остатки на складах. Суть его заключается в следующем: приобретать то количество товара, которое будет реализовано до следующей закупки. Определяющим фактором здесь является анализ текущего спроса.
- Расчет оптимального страхового запаса. Добиться идеального результата в данном случае невозможно, так как нельзя учесть все влияющие на продажи факторы. Расчет делается на основе различных стратегий: максимизации прибыли; минимизации объема закупки, расходов на хранение; увеличении удовлетворенности клиентов и так далее.
- Анализ излишков и недостачи. Позволяет определить текущее положение, выявить все факторы, влияющие на данную обстановку и максимально снизить возможные риски.
- Оптимизация продуктовой линейки. Производится анализ взаимозаменяемых и сопутствующих товаров, выявляются продукты, на которые представлен стабильный или хаотичный спрос.
- Управленческая отчетность. Руководству предоставляется возможность контролировать все главные показатели, что при отрицательных тенденциях позволяет оперативно среагировать и принять необходимые меры для стабилизации производства.
Что такое аудиторская проверка и как она поможет повысить все показатели предприятия? Читайте тут.
Эта статья расскажет, как провести строительный аудит и для чего он нужен?
Что такое кадровый аудит и почему он так важен? Наша статья поможет вам узнать, как его проводить.
Процесс управления формированием запасов
Финансовый менеджмент включает в себя три подхода, которые позволяют формировать запасы производства, принимая во внимание уровень прибыльности и риски финансовой деятельности.
Консервативный
Кроме того, что в полной мере осуществляется обеспечение во всех видах запасов, еще и создаются большие их резервы в случае сбоев в поставках, активизации спроса или ухудшенных условий производства продукции. Однако этот подход не лучшим образом влияет на рентабельность предприятия и снижает ее, но, в свою очередь, снижаются и возможные риски.
Умеренный
При использовании данного подхода создаются резервы на случай, если произойдут сбои в работе. За основу при расчетах берутся данные прошлых лет. Это позволяет определить те запасы, в которых может возникнуть потребность. Рентабельность и риск в данном случае будут иметь средние значения.
Агрессивный
Применение этого подхода сводится к минимизации всех резервов вплоть до того, что их полностью исключают. Если в процессе сбои не будут, то показатели эффективности будут на максимальном уровне. Однако следует принять во внимание тот факт, что при любом сбое предприятие понесет большие финансовые потери. В этом случае риск будет максимальным.
Модели управления оптимальным объемом запасов
Каждая модель применяется при конкретном возникшем случае.
Модель Уилсона
Считается основной. Применение ее целесообразно не только при расчете оптимального размера производственных запасов, но и для оптимизации готовой продукции. При расчете все затраты, используемые на запасы, делятся на 2 группы, исходя из того, как изменяются затраты при изменении объемов партии:
- затраты приходятся только на очередную партию запаса и никак не зависят от того, какой величины партия;
- затраты, связанные с хранением товара на складе, зависящие также от объемов.
Отсюда следует вывод, что, если минимизировать первую группу, то выгоднее приобретать сырье и материалы большими партиями.
Если сокращать затраты второй группы, выгоднее максимальное сокращение количества резервов. Применение данной модели способствует оптимизации размера партии с минимальными совокупными затратами.
Модель АВС
Позволяет проводить объемно – стоимостной анализ. Все находящие запасы подразделяются на группы в зависимости от объема реализации и величины прибыли.
Суть ее заключается в том, чтобы все резервы разделить на 3 категории, опираясь на стоимость, частоту использования, объем и другие показатели. В группу «А» входят более дорогие виды запасов, требующие продолжительного цикла исполнения заказа. Группа «В» включает те ценности, которые наименьшим образом влияют на процесс бесперебойной работы производства. Группа «С» состоит из всех остальных видов запасов, имеющих низкую стоимость и не влияющих на конечный финансовый результат.
Модель MRP (планирование потребности в материалах)Это компьютерная система, которая обрабатывает заказ и формирует график запасов, зависящий от спроса на продукт. Дает ответы на вопросы: что, сколько и когда.
Благодаря этой модели разрабатывается оптимальный плановый график по заказам с возможностью последующей коррекции и изменений.
Модель фиксированного уровня
Работает таким образом, что при достижении порогового уровня запаса происходит размещение нового заказа.
«Точно в срок»
Использование данной системы позволяет сокращать незавершенное производство и создает заявки именно на ту продукцию, которая приходится точно вовремя для ее использования.
«Минимум – максимум»
Уровень запаса подвергается периодическому контролю. При минимальном количестве делается новый заказ.
Следует заметить, что выбор той или иной модели управления зависит полностью от специализации предприятия и других факторов.
Методы оценки стоимости запасов
Есть несколько методов, которые позволяют оценивать стоимость запасов. Выбор на том или ином сделать не сложно. Более оптимальным для компании будет тот, который приводит к максимальной прибыли и уменьшает тем самым налоговые затраты.
Существует несколько основных методов:
- LIFO (последний прибыл – первый выбыл). Суть его заключается в том, что первыми поступают на реализацию те запасы, которые были получены последними. Результатом будет уменьшенный налог. Данный метод основан на том, чтобы сгладить колебания цикла.
- FIFO (первый поступил и первый продан). В первую очередь реализуются те продукты, которые были получены раньше. Недостатком его является тот момент, что прибыль зависит исключительно от хозяйственного процесса.
- Метод средней цены. Стоимость резервов рассчитывается от средней цены в начале периода и приобретенных запасов с того времени.
- Наименьшей цены. Считается более консервативным. Наиболее оптимален для тех видов запасов, где происходят постоянные колебания в цене.
Заключение
Система управления запасами необходима для обеспечения максимальной эффективности в деятельности любого предприятия, направленная на получение высокой прибыли с минимальными затратами.