Что такое конкуренция в экономике

Понятие конкуренции имеет более широкое определение, нежели большинство из нас привыкло думать. В переводе с латинского языка это слово буквально переводится, как «столкновение», «борьба», «сражение за лидерство». Существует несколько видов и форм подобных соревновательных процессов, каждый из которых имеет свои характеристики и набор функций. Тема данной статьи – конкуренция, что это, какой она бывает и для чего нужна.Схема конкуренции

Определение

Конкуренция в широком понимании – это соперничество двух и более физических или юридических лиц, заключающееся в проведении комплексных мероприятий или осуществлении отдельных действий с целью стремительного продвижения вперёд.

Конкуренция в экономике — это конкурентная борьба двух и более предприятий, представляющая собой развитие аналогичных видов продукции с целью максимального охвата потребителей.

Конкуренция в том или ином виде повсеместно встречается не только в бизнесе, но и в межличностных отношениях. Люди так же соревнуются за право быть лучшими среди своего окружения. Победа в данном случае помимо увеличения прибыли может дать и другие нематериальные преимущества: хорошую репутацию, благосклонность влиятельных персон, продвижение по карьерной лестнице, любовь близких и многое другое.

Несмотря на то, что в межличностных отношениях конкуренция встречается довольно часто, такая форма поведения берёт своё начало из сферы торговли и предпринимательства. Это явление наблюдается с древних времён. Историки и теоретики давно изучили основы борьбы за лидерство и для большего понимания данных процессов классифицировали их в несколько видов. Далее мы подробно рассмотрим и изучим каждую форму соперничества, а также узнаем о пользе конкуренции.

Виды

Соперничество в бизнесе можно рассматривать с разных сторон. Типы и формы борьбы за лидерство во многом зависят от ситуации, в которой они проявляются. Для более точного понимания конкуренции её подразделяют на несколько групп, согласно внешним факторам.

По масштабам предприятия:

  • индивидуальная (в игру вступает только один участник – владелец собственной компании, либо мелкий коммерсант, целью которого является получение выгодных условий для реализации своего товара);
  • местная (происходит между продавцами на одной общей торговой площадке);
  • отраслевая (соперничество в единой или аналогичной сфере производства);
  • межотраслевая (условия борьбы сложнее, чем при отраслевой конкуренции, поскольку главная задача участников – убедить потребителей в преимуществе своего продукта, состоящего в другой категории);
  • национальная (сражение за покупателя между отечественной и импортной продукцией);
  • глобальная (здесь все предыдущие формы конкуренции могут присутствовать одновременно; соперничество между предприятиями из разных групп производства, а также между корпорациями разных стран; реализация товара на мировом рынке).

По характеру развития:

  1. Ценовая. Очень распространённый вид конкуренции, который заключается в снижении стоимости товаров и услуг с целью переманивания на свой рынок потенциальных покупателей. Скидки и акции, на которые вынуждены идти производители, теряя некоторую часть возможной прибыли, позволяют впоследствии увеличить обороты сбыта продукции за счёт интенсивности продаж. Несмотря на то, что система розничной торговли предоставляет множество возможностей для ценовой конкуренции, все же чаще её можно встретить в сфере услуг: доставка товара, снижение цены за ремонт автомобиля, муж на час и многое другое. В данном случае проще уменьшить стоимость продукта без ущерба для бюджета организации.
  2. Неценовая. Формирование преимуществ осуществляется путём повышения качества продукции. Основные направления развития: создание абсолютно нового товара, преобразование и модернизация уже существующей продукции, а также улучшение сопутствующего сервиса и обслуживания при покупке. Такая форма реализации товаров и услуг получила название «условия продаж». Примерами данного вида соперничества являются бесплатная чистка салона на автомойке, несмываемый шампунь или лекарство от икоты.

Два метода конкуренции

По поведению покупателя:

  1. Желательная. Изучение предпочтений клиентов – один из способов обратить их внимание на свой продукт.
  2. Функциональная. Любую потребность можно закрыть несколькими способами. Выигрывает тот, кто делает это наиболее эффективно.
  3. Фирменная. Соревнование двух или более аналогичных брендов.
  4. Товарная. Происходит среди линейки товаров одного и того же предприятия. Это не столько конкуренция в прямом смысле, сколько создание её имитации за счёт формирования искусственного выбора. В данном случае свою выгоду компания всё равно получит.

По предпосылкам конкурентного равновесия:

  1. Совершенная. Наличие всех необходимых составляющих факторов для оптимальной реализации товаров всех участников рынка и экономики в целом. А именно: независимость производителей и покупателей, свободная торговля, самостоятельность предприятий, сопоставимость изготавливаемой продукции, доступная информация о бизнесе на всех уровнях. Данная организация предприятий и сбыта формирует однородность условий для всех субъектов.
  2. Несовершенная. Осуществляется за счёт нарушения предпосылок конкурентного преимущества. Для этого типа характерно разделение рынка на сегменты, что на практике выглядит как разделение лидерства между несколькими компаниями. Участники имеют ограниченные права и возможности, а также жёстко контролируются надзирательными органами. Сторонние организации на рынок не допускаются.

По соотношению спроса и предложения:

Чистая

Такие виды конкуренции характеризуются целым комплексом сопутствующих признаков:

  • большое количество производителей и потребителей, которые не могут влиять на ценообразование;
  • взаимозаменяемая продукция, стоимость которой определяется соотношением спроса и предложения;
  • свобода рынка;
  • низкая концентрация производства (товары массового потребления);
  • наличие взаимосвязанных требований к качеству продукции на всех уровнях производства и реализации, включая сервис и транспортировку.

Олигополистическая

Определяется с помощью узнаваемых факторов проявления:

  • среднее или низкое количество взаимосвязанных конкурентов;
  • сильное влияние общего рынка на успех каждого отдельного предприятия;
  • гибкая модель поведения компании при резких действиях конкурентов;
  • схожесть продукции разных фирм;
  • ограниченное число лидеров, снабжающих рынок основной частью товаров; такой тип конкуренции характерен для химической, металлургической и машиностроительной промышленностей.

Монополистическая

Вид несовершенной конкуренции, но тем не менее с более конкурентными условиями, чем чистая монополия. Характеризуется наличием крупных игроков, борющихся за объем продаж и обладающих определенной властью на рынке и способных поднимать цену на свой товар выше рыночной. В качестве примера можно привести крупных производителей автомобилей либо брендовой спортивной одежды. Характерные признаки, отличающие от монополии:

  • достаточно большое количество конкурентов с равными силами;
  • дифференциация продукции в любой форме, например, вкусовые качества или технические характеристики;
  • полноценное проявление в инфраструктурных отраслях.

Понятие монополии настолько широко, что имеет свою особую классификацию. Понять, что это такое, можно изучив группы, из которых она состоит:

  1. Устойчивая. Вид бизнеса, при котором его владельцы имеют в своей собственности исчерпаемые ресурсы. В экономической теории такой тип монополии называется естественным и присваивается тем отраслям, в которых низкие валовые издержки возможны лишь при функционировании одного предприятия. Распределение производства между несколькими компаниями такого результата не даёт.
  2. Искусственная. Подразумевает управление отдельными видами экономический отношений. При этом власть и сила находится только у одного предприятия.
  3. Новаторская. Несёт временный эффект и представляет собой ситуацию, когда производитель инновационного продукта управляет поведением потребителей с помощью ценовой политики или условий приобретения. Всё меняется с появлением аналогичного товара у конкурентов.

По числу хозяйственных субъектов:

  1. Внутриотраслевая. Борьба за лидерство между разными предприятиями единой отрасли, за право применения наиболее модернизированных и выгодных условий производства.
  2. Межотраслевая. Конкуренция между разными отраслями осуществляется за счёт применения отличных друг от друга организационных структур и методов создания продукции.

По функциям продукции:

  1. Горизонтальная. Соперничество между схожими по свойствам и задачам видами товаров, производимых разными компаниями. Такую конкуренцию можно назвать и внутриотраслевой. В данном случае потребительское преимущество на стороне тех, кто умело применяет инновацию и модернизацию.
  2. Вертикальная. Борьба за покупателя между производителями разной продукции, удовлетворяющей одну и ту же потребность. Например, необходимость в качественном сне можно закрыть как с помощью железной кровати, так и с использованием деревянного раскладного кресла. При этом сырьё на продукцию и способы её изготовления будут сильно отличаться.

Функции конкуренции

Коммерческое сражение за лидерство имеет свои особые задачи, о которых рассказано ниже:

  1. Регулирование стоимости. Диапазон цен на каждый конкретный вид продукции позволяет покупателям лучше ориентироваться в рейтинге товаров. Производителям тоже полезно ценовое варьирование. Это способствует правильному самоопределению компании на рынке.
  2. Расширение ассортимента продукции. Конкуренция возможна лишь при наличии явных преимуществ товара. А поскольку количество предприятий растёт с каждым днём, как следствие происходит расширение производств и отраслей.
  3. Инновации и развитие технологий. Для привлечения покупателей одного лишь разнообразия недостаточно. Необходимы новинки и модернизация на всех уровнях. Создание качественно новой продукции требует преобразований в сфере производства.
  4. Повышение качества товаров и услуг. Одна из ключевых функций конкуренции, влекущая за собой улучшения в сфере потребительского рынка.
  5. Поддержание экономики. Наличие самостоятельных коммерческих предприятий, идущих в ногу со временем и соревнующихся в борьбе за покупателя, позволяет держать в тонусе экономическую систему. Конкуренция вынуждает производства развиваться и внедрять новейшие стратегии развития, отражающиеся не только на отдельных компаниях, но и на отраслях в целом.

Закон о защите конкуренции

Российская антимонопольная политика создаёт благоприятные условия для естественной конкуренции. Формальные отношения двух и более сторон отражены в законе N135-ФЗ «О защите конкуренции».

Структура закона О защите конкуренции

Установленные рамки ведения бизнеса и проведения производственных процессов были созданы с целью регулирования правомерности различных мероприятий, направленных на увеличение оборота продукции и потребительского спроса. Закон даёт право каждому предприятию осуществлять свою деятельность и использовать все допустимые возможности производства, включая новейшие разработки и регулирование цен.

Автор: Оксана Петрова

Бизнес-тренер, Создатель онлайн-школы по управлению личными финансами

Статьи по теме
Оставить комментарий