Новый экологический налог – что это такое и когда ожидать?
Минфин опубликовал на своем официальном сайте проект закона, который призван стать альтернативой действующим в настоящее время платежам за выбросы в окружающую среду. Сейчас по проекту закона ведутся активные дебаты, многие специалисты задаются вопросом: не станет ли будущий закон «налогом на воздух»? Сегодня предлагаем поговорить о том, что такое экологический налог.
Какие нормативные акты действуют сейчас
В области защиты и охраны окружающей среды в РФ действуют следующие законы и подзаконные акты:
№ п/п | Название НПА |
---|---|
1 | Конституция нашей страны |
2 | Экологическая доктрина на длительный период |
3 | ФЗ «Об охране окружающей среды». |
4 | ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» |
5 | ФЗ «О недрах» |
6 | ФЗ «Об отходах производства и потребления» |
7 | КоАП РФ |
В чем суть будущего закона
Смысл состоит в следующем: за воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов нужно будет вносить плату в бюджет государства. Если законопроект будет принят, пошлина по нему заменит все платежи по загрязняющим выбросам. В случае принятия закон вступит в силу 01.01.2020 года.
Для чего нужен новый закон
Его разработка объясняется на самом деле просто: сейчас действующий сбор не только уплачивают далеко не все представители бизнеса, но еще и собираемость платежей находится на очень низком качественном уровне.
Какие платежи по экологии есть сейчас
В РФ действует три группы таких платежей:
- Экологический сбор за выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
- За расположение отходов.
- Иные.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется с учетом превышения установленных норм. Используется простая формула:
Затем берут количество всех видов веществ и рассчитывают сумму платежа. Получается, что объем загрязнений нужно умножить на ставку оплаты. Если факторов далеко не один, расчет делают по каждому, а конечные итоги суммируют.
Оплата экологического сбора осуществляется в пользу федерального бюджета РФ.
Далее обсудим те изменения, которые могут произойти в законодательстве в связи с возможным принятием нового законопроекта.
Кто будет платить?
В качестве налогоплательщиков будут выступать:
- Граждане РФ.
- Юр.лица.
- ИП.
В категорию налогоплательщиков они будут включены, если ведут свою деятельность на территории нашей страны, если эта деятельность наносит вред окружающей среде, должна будет осуществляться уплата налога.
Исключение будет сделано только для компаний и людей, в результате деятельности которых образовываются только ТКО (Твердые коммунальные отходы).
Как встать на учет?
Все указанные налогоплательщики будут поставлены на учет в том месте, где находится объект, отрицательно влияющий на экологию, причем сделать это нужно в 30-дневный срок с того момента, как только на гос. учет будет поставлен сам объект.
Объекты налогообложения
Объектом будет являться отрицательное воздействие на экологию, которое сформировалось из-за:
- Попадания в атмосферу веществ, загрязняющих ее.
- Того, что в водоемы попадают сточные воды.
- Образования производственных отходов
Ставки
В документе зафиксированы ставки по видам веществ и классам их опасности. Причем стоит отметить, что плата будет взиматься за тонну вещества в фиксированном размере.
В законопроекте есть таблица, воспользовавшись которой можно понять, сколько и за выброс какого вещества вам придется заплатить. Для сравнения: за выброс в воздух 1 тонны оксида азота нужно заплатить 93,5 рублей, за 1 тн пятиоксида ванадия – 2736,8 рублей, а вот за соединения кадмия уже 14759,3.
В таблице представлены и очень дорогие вещества, выброс которых в атмосферу значительно ударит по карману владельцев бизнеса – например, за тонну различных диоксинов придется внести 13 400 000 000.
Впрочем, разработчики законопроекта заверяют, что эти суммы будут твердыми и для тех, кто вносит платежи добросовестно, уровень нагрузки увеличивать никто не станет. Также пресс-служба Минфина прокомментировала для прессы, что когда сбор будет переведен в налог, нагрузка на бизнес увеличена не будет.
Налоговый период
В качестве налогового периода, как и в большинстве других случаев, будет выступать календарный год. А сумма, которую нужно уплатить за конкретный налоговый период, должна быть внесена не позже, чем 1 марта следующего за налоговым периодом года.
Как исчислять и уплачивать?
Сейчас попробуем разобраться в некоторых тонкостях исчисления нового налога.
Сумму платежа каждый плательщик будет определять самостоятельно, исходя из результатов налогового периода. Делать это нужно будет по каждому объекту.
В течение года плательщики (кроме ИП и представителей среднего бизнеса) обязаны вносить авансовые платежи. Эта сумма будет составлять ¼ от суммы налога, уплаченной за предыдущий год. Разница между суммой налога и суммой аванса уплачивается по окончании налогового периода.
Если следовать логике нашего Минфина, после того, как с 2020 по 2023 год загрязняющие окружающую среду компании должны будут ввести инструмент контроля загрязнений, а информацию о них сразу передавать в Росприроднадзор, налоговая база будет считаться в автоматическом режиме.
Проект закона также подразумевает, что Росприроднадзор сам напрямую будет передавать данные о плательщиках налога в ФНС. С другой стороны, прямых упоминаний об этом в проекте нет. Каждое лицо обязано будет заполнить специальную декларацию.
Как уменьшить сумму?
Как разъясняется в проекте закона, сумму платежа можно существенно снизить. Для этого предприниматель должен в течение одного налогового периода провести мероприятия, которые значительно снизят отрицательное воздействие на окружающую среду. Чтобы подтвердить свои расходы на указанные мероприятия, предприниматель должен предоставить соответствующие документы.
Мнения экспертов
Ряд экспертов высказывает здравые опасения, связанные с новым законопроектом. Основной вопрос состоит в том, что из документа совершенно непонятно, как будут распределяться поступления налога между федеральным и местным бюджетом. Сейчас большую часть оплаты получают местные власти, которые по идее, должны расходовать поступающие средства на возмещение экологического ущерба, причиненного конкретной местности.
Один из профессоров ВШЭ приводит такой пример: аналогичную замену уже провел Китай. Центральное правительство страны отказалось от своей части средств в пользу бюджетов конкретных областей. Это положительно сказалось на налоговой политике регионального уровня: она теперь практически соответствует общемировым тенденциям.
Что касается мнения представителей бизнеса, то они расходятся: у многих есть опасения, что деньги, которые раньше тратили на экологические цели, теперь будут расходоваться не по назначению.
Если говорить о простых людях, не имеющих никакого отношения к бизнесу, то получается, что новый экологический налог могут обязать оплачивать курильщиков, которые по идее, тоже наносят вред окружающей среде.
Подведем итог. На самом деле, проект нового закона – весьма дискуссионный и вызывающий большое количество вопросов. Выходит, что мы все дальше уходим от идеи создания и развития экологических фондов, хотя в прошлом году от Минприроды поступала такая идея. Также интересно, кто и каким образом будет контролировать, чтобы собранные средства были направлены на природоохранные цели.
Также неясно, как к этому законопроекту относится Президент РФ, который обычно придерживается мнения, что нагрузку на бизнес повышать не стоит, а тем более чинить препятствия для нормальной работы. Поэтому в настоящее время остается только ждать итогов рассмотрения законопроекта в Государственной Думе РФ.