Мотивация персонала: виды и задачи
Правильная мотивация персонала помогает обеспечить эффективную производительность труда. Руководители применяют разные способы стимулирования – материальные, нематериальные и даже штрафные. Что дает мотивация компании и какие ее методы существуют?
Понятие мотивации
Мотивация в психологии – это набор стимулов, который помогает направить поведение конкретного человека в нужное русло. Простыми словами, под этим термином понимают пробуждение в конкретном индивиде желания делать что-либо.
Работники часто ленятся, не хотят должным образом выполнять свои трудовые обязанности, что приводит к снижению производительности компании. Причины этому могут быть разные:
- Банальная лень, при которой сотрудники желают ничего не делать, но получать хорошую заработную плату. Замотивировать таких людей можно повышением оплаты труда, но даже это бывает не всегда эффективно, поэтому лучше вовсе освободить свою фирму от такого типа персонала.
- Возможность переложить ответственность на начальника. Иногда руководители переделывают работу за своих сотрудников или вовсе выполняют некоторые обязанности своего персонала. В таком случае сотрудники расслабляются и не нацеливаются на результат. В этом ошибка руководителя. Здесь нужна не столько мотивация, сколько жесткое разделение полномочий.
- Отсутствие четкого понимания своих обязанностей. В такой ситуации работник не всегда понимает, что от него хотят, и работает спустя рукава. Для мотивации ему понадобится точная должная инструкция, чтобы он себя чувствовал уверенно.
- Нездоровая атмосфера в коллективе. Отсутствие сплоченной команды всегда приводит к тому, что персонал не желает работать. В этом случае важно сначала предпринимать действия по улучшению отношений между коллегами, а затем уже заниматься мотивацией.
Мотивация персонала состоит из конкретного набора мер со стороны работодателя, который поможет повысить желание и трудоспособность сотрудников, а также привлечь в свою компанию больше ценных кадров. Каждый руководитель сам определяет, какие методы ему использовать в зависимости от ситуации.
Цели мотивации
Основные задачи мотивации сотрудников:
- пробуждение желания и стремления работников выполнять свои должностные обязанности лучше, чем прежде;
- повышение производительности труда предприятия в целом;
- создание благоприятной и здоровой атмосферы в коллективе;
- обеспечение долгосрочной работы сотрудников и предотвращение текучести кадров;
- формирование персонала, состоящего из квалифицированных работников;
- повышение лояльности к сотрудникам;
- создание корпоративной культуры.
Сотрудник, который имеет мотивацию к труду, не просто работает в полную силу, но и получает удовольствие от этого, обладает привязанностью к своей деятельности. Такой человек не будет постоянно смотреть на часы, ожидая окончания рабочего времени.
Разновидности мотивации
Мотивация персонала бывает нескольких видов.
Материальная
Это самая предпочитаемая для сотрудников мотивация, так как деньги никогда не бывают лишними, особенно если изначально заработная плата была небольшой, то прибавке обрадуется любой работник.
Есть несколько методов материального поощрения:
- увеличение размера заработной платы;
- премиальные выплаты за должное выполнение обязанностей;
- надбавка в виде процентов от продаж;
- бонусы за хорошую работу;
- скидка на товары, реализуемые в компании.
В сфере торговли чаще всего руководители применяют такой мотивационный способ, как начисление процентов от продаж. В этом случае сотруднику устанавливается фиксированный оклад, а надбавка будет зависеть уже от него самого. Чем больше сможет продать, тем выше окажется заработная плата. Это заставляет персонал работать в полную силу.
К примеру, руководитель устанавливает процент от продаж в размере 5%, если работник выполнит план на 70%. Если же ему удастся закрыть план полностью, тогда величина надбавки возрастет до 10%.
Различные премии и бонусы за хорошую работу тоже имеют неплохой результат, потому что для их получения нужно неплохо потрудиться.
Нематериальная
Нематериальная мотивация сотрудников не предполагает денежных вознаграждений. Помимо денег, существует еще много иных предложений, которые могут заинтересовать коллектив, пробудить желание работников трудиться.
Среди нематериальных методов можно выделить следующее:
- Построение карьеры. Если есть реальная возможность подняться по карьерной лестнице, то сотрудник постарается работать лучше остальных, чтобы занять желаемое место в компании. В этом даже есть материальная сторона. Ведь при переходе на более высокую должность поднимается и заработная плата.
- Здоровая атмосфера в коллективе. В сплоченной команде работать всегда в радость. Коллеги должны поддерживать друг друга, помогать в работе, вместе добиваться поставленных руководством целей.
- Официальное трудоустройство. Работники, не имеющие гарантий, не будут выкладываться по полной. Руководителям следует оформлять все кадры с помощью трудового договора с возможностью обеспечения полного социального пакета.
- Проведение мероприятий. Если периодически проводить спортивные состязания, конкурсы, культурные вечера, то удастся еще больше сплотить коллектив, а руководителю получится зарекомендовать себя как заботливого работодателя, лучше расположить к себе.
- Подарки за хорошую работу. Можно регулярно награждать сотрудников презентами, тогда они будут стремиться работать лучше.
- Престиж фирмы. Каждый мечтает занять место в компании, которая пользуется большой популярностью. Поэтому руководству следует тоже потрудиться, чтобы его детище занимало лидирующие позиции в рейтинге. Тогда и персонал будет стараться соответствовать.
- Доска почета. Это распространенный способ, который реально работает. Фотографии лучших сотрудников вывешиваются на стенде на всеобщее обозрение, а также публикуются на сайте фирмы, если он имеется.
- Похвала. Самое простое, но эффективное средство стимулирования работников. Каждому человеку хочется слышать доброе слово от своего руководителя.
Это основные методы нематериальной мотивации, которые часто используют владельцы предприятий, но они не являются исчерпывающими. В качестве примера этой мотивационной категории можно привести следующее: руководитель дает отпуск и дарит билет на отдых за границу работнику, который в течение 3 месяцев будет выполнять план продаж полностью.
Отрицательная
Чтобы замотивировать работников, не всегда нужно применять поощрительные методы. Стимулятором работы является и система штрафных санкций. Но на самом деле работодатели не очень любят использовать такой вариант, а уж сотрудники и вовсе уходят из фирм, где практикуются материальные наказания.
Возможны взыскания за невыполнение нормативов, плохую работу, нарушение дисциплины и прочие действия персонала. Также некоторые компании наказывают увеличением рабочих часов за плохое выполнение должностных обязанностей. Обычно подобные меры практикуются в частных организациях, в которых не стараются следовать букве закона.
Таким образом, есть как положительные, так и отрицательные методы мотивации. Но работодателям следует применять не один конкретный вариант, а комбинацию, тогда эффект будет намного выше. К примеру, одной только премией заинтересовать сотрудника не удастся, следует внедрять и нематериальные способы.
Мотивация по теориям известных людей
Существуют теории мотивирования коллектива, которые созданы известными людьми. Многие руководители используют их в своих фирмах.
Абрахам Маслоу
По его утверждению, чтобы стимулировать работников, необходимо четко знать их жизненные потребности и удовлетворять их. Маслоу распределил все нужды на несколько категорий:
- физические потребности, то есть желание индивида есть, пить, отдыхать и так далее;
- желание быть в безопасности, как физической, так и эмоциональной;
- стремление быть частью общества, иметь свою семью, друзей, дружный коллектив;
- потребность в том, чтобы уважали, признавали, желание обладать высоким статусом, хорошим авторитетом;
- необходимость в самовыражении, когда человек хочет добиться конкретных целей, развивать себя как личность, пользоваться всеми возможностями.
Руководителям для хорошей мотивации коллектива следует затрагивать хотя бы большую часть потребностей сотрудников.
МакГрегор
Он создал теорию мотивации, которая предполагает два способа повышения производительности труда — X и Y. Первый вариант подразумевает установку на предприятии жесткого авторитарного режима, что подходит для реорганизованного, ленивого персонала, не желающего выполнять свои обязанности.
Второй вариант предполагает, наоборот, лояльное отношение к сотрудникам. Это подходит для коллектива, в который входят люди, заинтересованные в работе, стремящиеся к достижению целей, добросовестно выполняющие свои обязанности.
Адамс
Теория Адамса больше всех ближе к методам, которые используют современные руководители. Он считал, что наиболее эффективным является материальное стимулирование. Труд человека должен вознаграждаться соответственно усилиям. Если работа выполнена хорошо, значит, оплата должна быть достойной. Если платить работнику мало, то он будет трудиться хуже.
Этапы проведения мотивационной работы
Мотивация трудовой деятельности выполняется поэтапно:
- Обнаружение причины, почему сотрудники не стремятся выполнять свои полномочия. Только выявив, почему возникла проблема, можно подбирать способы борьбы с ней. Для этого можно провести опрос путем анонимного анкетирования, где коллектив имеет возможность указать, чем именно он недоволен.
- Внедрение новых методов мотивации, основываясь на результатах проведенного опроса. Например, если персонал не устраивает график работы, значит, нужно заняться его изменением. Во время этого руководителю важно тесно взаимодействовать с подчиненными.
- Прослеживание поведения коллектива в период внедрения изменений. Это позволит понять, помогают ли мероприятия пробудить стремление к более качественному труду.
- Убеждение работников в необходимости увеличения производительности труда, применение нематериальных методов стимулирования. В этом случае важно найти подход к каждому подчиненному.
- Награждение коллектива материально. Если работники поймут, что работодатель заботиться о них, они начнут трудиться более продуктивно.
Если грамотно подойти к мотивации сотрудников и не пытаться отделаться одними только премиями, тогда есть шанс максимально сплотить команду и повысить ее стремление работать на результат.
Как мотивировать удаленного работника
Сейчас очень распространена удаленная работа, например, должность фрилансера. Когда сотрудник находится далеко от команды, он не ощущает причастности к общему делу, не чувствует, действительно ли он вносит вклад в развитие компании. Это может подорвать его стремление к деятельности, поэтому удаленных работников тоже необходимо стимулировать.
Подход к мотивации в этом случае будет несколько иным. Работодателям рекомендуется обратить внимание на следующие советы:
- знакомиться с работником лично и всегда поддерживать связь для решения рабочих вопросов, к примеру, звонить по Скайпу или телефону;
- убеждать в важности выполняемой сотрудником работы для компании;
- больше рассказывать о деятельности предприятия, о поставленных целях и спрашивать у работника его мнения по тому или иному вопросу;
- приглашать человека в офис на встречи, тренинги, конференции, если есть такая возможность.
Таким образом, мотивация персонала – это мероприятия, позволяющие стимулировать сотрудников материальными или нематериальными методами. Если грамотно подойти к этому вопросу, удастся создать благоприятную атмосферу в коллективе и повысить производительность труда в компании.