Рекрутинг что это и как оно работает?

В последнее время в деловых кругах большое распространение обрело такое слово, как рекрутинг. Оно было позаимствовано из английского языка и успешно интегрировалось в русскоязычную среду.

Что такое рекрутинг в общем?

Слово рекрутинг полностью соответствует словосочетанию подбор персонала. Как правило, данная функция возложена на отдел кадров компании, в котором и трудятся рекрутеры. Их также принято называть менеджерами по подбору персонала или HR-менеджерами, а аббревиатура HR расшифровывается как human resources, что в переводе с английского языка переводится как «человеческие ресурсы».

Рекрутинг

Рекрутинг

Многие компании не имеют в своем арсенале менеджеров по подбору персонала, доверяя эту функцию специализирующимся на этом деле рекрутинговым агентствам. Подобного рода организации получают от компаний-заказчиков требования, которым должны соответствовать кандидаты на вакантную должность, а задача кадрового агентства заключается в том, чтобы отобрать подходящих соискателей из общего потока.

После этого претенденты на рабочее место отправляются на собеседование с потенциальным работодателем, который и принимает окончательное решение о трудоустройстве того или иного кандидата.

Слово рекрутинг имеет множество синонимов, например, подбор персонала, а рекрутов часто называют менеджерами по подбору кадров или HR-менеджерами. Такое разнообразие наименований продиктовано доминирующими позициями английского языка в мировой экономике, политике, а также бизнесе.

Виды рекрутинга

Как и любой другой процесс, рекрутинг может производиться несколькими различными способами. Их выбор зависит от ряда факторов, например, сферы деятельности предприятия, уровня квалификации нанимаемого персонала или предпочтениями самих работодателей. Подбор персонала осуществляется следующими способами:

  • rekruting-chto-eto-2анализ ближайшего окружения в виде друзей и знакомых, которые уже обладают лимитом доверия и определенной репутацией в глазах работодателя или менеджера по подбору персонала;
  • поиск молодой рабочей силы среди студентов, которые хоть и не обладают большим опытом, но зато могут быть быстро обучаемыми кадрами с большим потенциалом. К тому же, выпускники высших учебных заведений, как правило, имеют не такой большой ценник, как опытные специалисты;
  • особо ценные кадры часто переманиваются из организаций, которые являются конкурентами конкретной компании. Данная процедура называется хедхантинг (headhunting), а людей, занимающихся подобной работой именуют хедхантерами, что в дословном переводе с английского языка означает «охотники за головами»;
  • многие организации, например, телеканалы, объявляют кастинги для поиска кандидатов на такие позиции, как диктор новостей или ведущий развлекательной телепередачи;
  • часто владельцы фирм отделу кадров предпочитают рекрутинговые агентства, которые зачастую уже имеют крупную базу данных потенциальных сотрудников.

Обращение в рекрутинговое агентство чаще всего оказывается выгодно для тех, кому требуется оперативно нанять большое количество людей для выполнения несложной работы или для поиска менеджеров среднего звена. Организации с узкой специализацией в большинстве случаев предпочитают надеяться на своих собственных рекрутеров, ведь специфика работы может не позволить менеджеру по подбору персонала общего направления произвести качественный отбор кандидатов.

Персонифицированный учетЧто такое персонифицированный учет и как он ведется? Читайте здесь.

Здесь вы узнаете, какие методы оценки персонала существуют и для чего это нужно?

Для чего нужно управление бизнес-процессами и как их воплотить на производстве? Об этом читайте тут.

Новейший рекрутинг

Реалии современного мира, в котором правят цифровые технологии, диктуют свои условия во всех сферах деятельности человеческой жизни. Подбор персонала не стал исключением, в связи с чем возникло такое явление как новейший рекрутинг или digital рекрутинг (терминология в очередной раз отдает дань английскому языку). Данный формат подбора кадров заключается в использовании социальных сетей, которые постепенно из средства для коммуникации с друзьями и знакомыми превращаются в рекламную площадку.

Эффективность использования таких социальных сетей как, например, Facebook или Instagram приближается к показателям средств массовой информации и медиарынка.

А использование возможностей, предоставляемых LinkedIn, позволит распространить вакансии, которые могут увидеть высококвалифицированные специалисты требуемой сферы деятельности. К тому же, финансовые затраты на подобного рода продвижение будут минимальными.

Трудно не обращать внимание на тот факт, что страницы пользователей в определенных социальных сетях становятся похожими на резюме. Многие работодатели уже сейчас просят указывать в своем CV ссылку на страницы в социальных сетях. Пока что этот тренд находится середине своего пути, но уже через несколько лет он может стать доминирующим. Digital рекрутинг – это своего рода дань сферы найма развивающемуся рынку информационных технологий.

Привлечение пассивных кандидатов

Когда компания имеет положительную репутацию на рынке труда и предоставляет привлекательные условия для соискателей, работа менеджера по персоналу, как правило, заключается в отсеве кандидатов, присылающих свое резюме и проведение собеседования с целью окончательного выбора будущего сотрудника. Иными словами, отдел рекрутеров выбирает сотрудников из всех желающих занять эту должность.

rekruting-chto-eto-3Несколько иначе обстоят дела, когда компания хочет привлечь в свои ряды человека, довольного своим нынешним местом работы и не желающим его менять. Именно таких специалистов, которые стали персональной целью той или иной организации, называют пассивными кандидатами. Пассивные кандидаты не прикладывают никаких усилий для поиска работы – различного рода организации находят их сами. Чаще всего речь идет о менеджерах высшего звена или высококлассных IT-специалистах. Рекрутеров, занятых в поиске таких ценных сотрудников, принято называть хедхантерами или охотниками за головами.

Агентства, которые специализируются на привлечении пассивных кандидатов, имеют в своем распоряжении рекрутеров, которые обладают не только сильными коммуникационными навыками, но также являются знатоками в сфере человеческой психологии. Так они намерены привлечь человека, не заинтересованного в смене рабочего места, рекрутеры зачастую имеют в своем арсенале до 3-ех минут реального времени, чтобы вызвать интерес к предлагаемой ими вакансии. Для того, чтобы это сделать, HR-менеджер должен уметь вызывать доверие и обладать даром убеждения. Можно смело утверждать, что хедхантеры и сами являются менеджерами высшего звена в сфере подбора персонала.

К услугам хедхантеров чаще всего прибегают новые игроки на рынке, которые нуждаются в высококвалифицированных кадрах, способных сделать компанию конкурентоспособной в условиях насыщенного рынка.

Поиск кадров через специализированные веб-сайты

Отбор сотрудников может осуществляться как при помощи внутренних, так и внешних источников. Примером внутренних источников служит банк данных самой организации, а внешним источником являются специализированные сайты, на которых многие соискатели размещают свои резюме.

Подобного рода сайты содержат большое количество анкет соискателей, что позволяет оперативно подбирать требуемый персонал. Как правило, специализированные ресурсы обладают удобным интерфейсом с поиском по категориям, что дает возможность просматривать резюме специалистов выбранной сферы. Чаще всего на сайтах подобного рода производится поиск менеджеров среднего звена.

Рекрутер обзванивает заинтересовавших его соискателей и назначает собеседования, по результатам которых утверждает на работу подходящего специалиста.

Специализированные сайты

Специализированные сайты

Этапы процесса рекрутинга

Как и любой другой сложный процесс, подбор персонала имеет свою последовательность процедур, разбитую на следующие этапы:

  1. Утверждение вакансии, списка выполняемых обязанностей, а также требований к соискателям;
  2. Далее определяются источники, по которым будет производиться первичный отбор кандидатов. Это могут быть внутренние источники, например, персонал, который уже давно работает в компании и успел зарекомендовать себя. Также поиск может осуществляться посредством внешних источников, таких как специализированные сайты, обладающие большой базой соискателей в различных сферах деятельности;
  3. Отбор кандидатов, на основе присланных резюме. Предварительное собеседование по телефону дает возможность рекрутеру провести дополнительный отсев и назначить личную встречу со специалистами, заинтересовавшими его и руководство компании;
  4. Руководящие должности – это не только хороший заработок, но и стресс, а также ответственность. Поэтому претенденты на вакантную должность часто имеют беседу с психологом, который предоставляет работодателю психологический портрет соискателя;
  5. Собеседование с руководителем отдела, после которого он передает рекрутеру информацию о результатах встречи;
  6. HR-менеджер передает данные соискателя в службу безопасности фирмы, которая в течении нескольких дней предоставляет результаты проверки;
  7. В случае положительного исхода предыдущего этапа, менеджер по найму проверяет рекомендации соискателя с прошлых мест работы;
  8. По прохождению всех этапов проверки, рекрутер передает всю необходимую документацию руководству компании для окончательного утверждения кандидата и его приема на работу;
  9. Официальное оформление нового сотрудника и согласование с ним даты первого рабочего дня.

Рекрутер занимается поиском претендентов на актуальную должность, после чего отправляет его на собеседование с руководителем отдела. Когда последний выносит положительный вердикт, проверяется подлинность данных, предоставленных соискателем с последующим его утверждением руководством компании.

Автор: Ксения Михайлова

Руководитель производственного предприятия, к.э.н.

Статьи по теме
Комментарии
Ответить Ричард 07 марта 2021 в 21:02

В продолжение статьи, предлагаю ознакомиться с хорошими советами для начинающих рекрутеров по этой ссылке https://ares.by/blog/rekruting_sovety_professionala/

Оставить комментарий