Бизнес-план по открытию бизнес-школы

Бизнесменами не рождаются — бизнесу, как и любому делу, необходимо учиться. А на обучении основам предпринимательства других можно построить собственный бизнес. Поэтому для многих желающих открыть свое дело актуален вопрос о том, как составить бизнес-план бизнес-школы, что при этом учесть и на какие аспекты обратить особое внимание.

Бизнес-план бизнес-школы

Важные нюансы

До того, как приступить к составлению бизнес-плана, необходимо продумать ряд важных деталей. В первую очередь, определиться с видом бизнес-школы. На сегодняшний день существуют два варианта подобного заведения:

  1. Дистанционный. В такой школе занятия проводятся в форме видеоуроков в Skype или мессенджерах, использующих видеоконтакт.
  2. Стационарный. Здесь обучение проходит в стандартном формате – в учебном классе/аудитории.

Данные варианты можно использовать как по отдельности, так и совмещать между собой.

Еще один вопрос, требующий проработки на стадии планирования, – аудитория бизнес-школы. Здесь имеется несколько вариантов:

  1. Взрослые слушатели курсов. Это могут быть студенты и люди любого возраста старше 18 лет, решившие открыть или развить свое дело.
  2. Подростки, учащиеся выпускных классов школ и студенты колледжей.
  3. Учащиеся младших и средних классов общеобразовательных школ.

От выбранного варианта будет во многом зависеть и организация самого процесса, и выбор педагогического персонала, и даже оснащение бизнес-школы.

Выбор помещения

При выборе стационарного варианта бизнес-школы становится актуальным вопрос о помещении для занятий. В больших городах это может быть офис или конференц-зал в торговом центре. А вот в небольших населенных пунктах наилучшим вариантом станет здание обычной общеобразовательной школы или другого учебного заведения. В последнем случае время занятий в бизнес-школе необходимо будет подстраивать под расписание ОУ.

Помимо учебного класса/классов, потребуется помещение, где будет работать секретарь. В задачи последнего входят ответы на телефонные звонки, оформление договоров с решившими пройти обучение в бизнес-школе.

Преподавательский состав

Эффективность бизнес-курсов, как и любой обучающий процесс, во многом зависит от педагогов. Поэтому подбор преподавателей бизнес-школы – один из наиболее ответственных этапов планирования. Количество и специализация тех, кто будет непосредственно проводить занятия со слушателями, должны определяться после составления учебной программы и выбора возрастной категории учащихся.

Помимо профессиональных юристов, экономистов и других теоретиков, к занятиям в бизнес-школе можно привлечь действующих успешных предпринимателей. Последние могут проводить всевозможные мастер-классы, тренинги, семинары, отвечать на вопросы, делиться своим опытом.

Преподавательский состав

Регистрация бизнеса

Образование в виде дополнительных обучающих курсов не требует получения лицензии, поэтому для их организации достаточно будет пройти процедуру регистрации в ФНС и оформить ИП или ООО. Однако при работе с детьми может потребоваться и другая дополнительная документация, поэтому перед сбором пакета документов следует внимательно изучить законодательство.

Примерный бизнес-план бизнес-курсов

Лучше понять организацию бизнес-школы и просчитать все плюсы и минусы данного вида предпринимательской деятельности поможет готовый пример бизнес-плана.

Краткое резюме

Цель данного проекта: обучение слушателей основам бизнеса, правилам открытия своего дела, развитие умений управления финансами (собственным бюджетом). Обучающая программа будет состоять из лекций, семинаров и мастер-классов по темам:

  • использование традиционных финансовых инструментов;
  • определение интересных ниш для открытия собственного дела;
  • выбор профессиональной ориентации.

Кроме того, в плане обучения предусмотрены занятия по развитию навыков общения с клиентами, публичных выступлений перед массовой аудиторией, освоению правил продаж и воспитанию лидерских качеств.

Школа рассчитана на выпуск 50-60 специалистов в год. Длительность курсов – 4 месяца. Наполняемость 20-30 человек, разделенных на группы по 10 слушателей.

Форма обучения: очная и дистанционная. Очные занятия будут проводиться в вечернее время, чтобы на курсах могли обучаться студенты и работники предприятия/организаций. Дистанционные уроки можно будет просмотреть как в режиме реального времени, так и в архивной записи на сайте бизнес-школы.

Целевая аудитория: слушатели старше 18 лет.

Бизнес-план рассчитан на открытие бизнес-курсов в Твери – городе с населением около 500 тысяч человек. Для проведения занятий будет арендовано помещение в одном из бизнес-центров в деловом центре города общей площадью 80 м2. Школа будет располагаться на втором этаже БЦ. Для удобства обучающихся будут оборудованы три класса, помещение для ожидания (для тех, кто пришел оформить договор на обучение или получить дополнительную информацию), два санузла.

Форма собственности: ИП.

Руководитель проекта: Петров Алексей Петрович.

Инвестиционный план

Начало проекта – апрель 2019. Для запуска бизнес-школы потребуется:

Цель инвестиции Срок исполнения, мес. Сумма, тыс. руб.
Оформление документов 1 3
Аренда помещения (оплата за 9 месяцев с апреля по декабрь 2019 г.) 1 504
Ремонтные работы 3 500
Закупка оборудования: мебель, оргтехника, флип-чарты, проекторы, экраны, канцтовары, программное обеспечение и другое 1,5 2500
Реализация сайта 2 300
Реклама 3 100
Формирование преподавательского состава 2-3 250
Дополнительные вложения (резерв) 300

Таким образом, на запуск проекта потребуется 6,5-7 месяцев с учетом того, что рекламная компания, разработка сайта и набор преподавателей будущей школы будут вестись параллельно с другими организационными работами. С учетом подготовительного этапа запуск проекта состоится 1 ноября 2019 года.

Общие затраты на открытие составят 4 млн. 457 тысяч. Из них 700 тысяч – личные вложения предпринимателя. Остальные – заемные банковские средства. Кредит будет взят на 5 лет под 16,5% годовых.

Структура расходов на открытие

Маркетинговый план

Открытие бизнес-школы подразумевает наличие широкой базы заинтересованных клиентов. Для их привлечения планируется задействовать местные СМИ (печатные издания, теле-радиостанции), а также листовки и несколько баннеров в различных районах города вблизи бизнес-центров и высших учебных заведений.

Кроме того, в рекламной акции будут задействованы интернет-ресурсы. В частности, сайт самой бизнес-школы. Для начала на сайте будет опубликована общая информация о курсах, учебная программа и условия обучения. После подбора преподавательского персонала здесь также появятся сведения о педагогах и предпринимателях, которые будут проводить теоретические и практические занятия. Также на сайте можно будет посмотреть фотографии отремонтированных и полностью оборудованных классов.

Маркетинговый план

В дальнейшем после запуска проекта на сайте также появится расписание занятий и другие необходимые как для обучающихся, так и для потенциальных слушателей сведения.

Распространение информации о бизнес-школе начнется заблаговременно – сразу после регистрации ИП и снятия офисного помещения в аренду. Это позволит к моменту окончания всех подготовительных работ уже заключить порядка 10-20 договоров и открыть 1-2 учебные группы.

Оценить перспективность создаваемого проекта поможет SWOT-анализ. К сильным сторонам создаваемой бизнес-школы можно отнести:

  • выгодное географическое положение;
  • удобные помещения;
  • профессионализм преподавателей;
  • различные варианты обучения;
  • наличие собственного электронного ресурса.

Слабыми сторонами можно считать:

  • недостаточный опыт работы;
  • несформированный имидж бизнес-школы.

Потенциальные угрозы:

  • появление новых конкурентов;
  • недостаточное удовлетворение качеством услуг со стороны слушателей;
  • снижение уровня покупательской способности клиентов и как результат уменьшение количества обучающихся.

При этом у создаваемой бизнес-школы есть немало возможностей, предполагающих дальнейшее развитие дела. К наиболее перспективным относятся возможность оказания дополнительных услуг (например, курсов английского языка), расширения (открытия филиалов) и внедрения новейших технологий и методик преподавания.

Организационный план

Изначально для организации работы бизнес-школы планируется привлечь:

Должность Кол-во чел Размер з/платы
Преподаватель-экономист 1 40 000
Преподаватель-юрист 1 40 000
Педагог-психолог 1 40 000
Бухгалтер + ОК 1 35 000
Админ интернет-проектов 1 45 000
Секретарь 1 30 000
Уборщица 1 20 000

Сам индивидуальный предприниматель возьмет на себя обязанности директора бизнес-школы. Также планируется периодическое привлечение к учебному процессу специалистов других областей и действующих предпринимателей. В дальнейшем при необходимости количество преподавателей будет увеличено.

Финансовый план

Финансовый расчет плана открытия бизнес-школы состоит из доходной и расходной частей. В первой учитываются поступления от реализации проекта (оплата курсов слушателями), во второй – все обязательные платежи.

Доходы

На объем выручки влияют следующие характеристики бизнес-школы:

  • качество и уровень используемых обучающих программ и их практическая значимость;
  • опыт и профессионализм преподавателей;
  • наличие дополнительных программ и услуг;
  • вариативность способов оплаты;
  • наличие современной материальной базы.

Бизнес-школа будет проводить очное и дистанционное обучение, а также индивидуальные экспресс-курсы. Первоначально стоимость очных курсов (сроком 4 мес.) составит 46 тысяч (11,5 тыс. в месяц), дистанционных – 36 тысяч (9 тыс. в месяц). Индивидуальные экспресс-курсы при этом будут стоить 55 тысяч независимо от формы проведения.

Планируется, что в школе в одно время будут очно заниматься 30 слушателей, 15 – проходить дистанционное обучение и 5 человек воспользуются индивидуальными курсами. Ежемесячный доход составит 755 тыс. рублей.

Расходы

Ежемесячная расходная часть бюджета бизнес-школы состоит из:

  • оплаты интернета и электроэнергии – 5 тыс.;
  • рекламы – 10 тыс.;
  • фонда оплаты труда – 250 тыс.;
  • страховых и других отчислений (30% от ФОТ) – 75 тыс.;
  • выплат по кредитному обязательству – 92,4 тыс.;
  • других – 60 тыс.

С 1 января 2020 года к расходам добавиться еще и арендная плата в размере 56 тыс. в месяц. Итого расход бизнес-школы составит: до 31 декабря 2019 года 492,4 тыс. рублей, а с начала 2020 года – 548,4 тыс.

Налоги и чистая прибыль

ИП будет оплачивать налоги по упрощенной налоговой системе в категории «доход». Таким образом, налоговые выплаты составят:

  • за 2 месяца 2019 года – 90,6 тыс.
  • за последующие годы (без учета повышения цен на услуги) – 543,6 тыс./год.

Таким образом, используя формулу «доход – расход», определяем чистую прибыль. Уже за первые два месяца работы она составит 434,6 тысячи рублей. В дальнейшем годовая прибыль ИП будет равна 1935,6 тысячи.

Ежемесячные расходы

Окупаемость и перспективность проекта

Однозначно подсчитать срок окупаемости проекта не получится, так как здесь все зависит от множества различных факторов. В частности, от наполняемости групп, стабильности цен на аренду, электроэнергию, интернет и других. Но даже по средним подсчетам уже через 1,5-2 года все изначальные инвестиции полностью окупятся и дело начнет приносить стабильный доход.

Денежные потоки

С учетом того, что предпринимательская деятельность получает все более широкое распространение, а знания в предпринимательстве так же важны, как и в любой другой области, услуги бизнес-школы со временем не утратят своей актуальности и будут пользоваться стабильным спросом.

Открытие бизнес-школы – один из наиболее эффективных и перспективных на сегодняшний день видов предпринимательской деятельности. А продуманный до мелочей и профессионально составленный бизнес-план – залог получения всех возможных плюсов от реализации проекта.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий