Как грамотно составить бизнес-план: пример и образец с расчётами

Решив организовать свой бизнес, каждый предприниматель, независимо от масштабов планируемого дела, сталкивается с рядом задач и вопросов. Один из первых – как составить бизнес-план, что в нем учесть, и чем «зацепить» потенциальных инвесторов?

Бизнес планирование

Что такое бизнес-план и для чего он нужен

Бизнес план – это основополагающий, базовый документ любого начинания. В нем будущий предприниматель:

  • отражает характеристики создаваемого предприятия;
  • подробно описывает процесс и механизм достижения конечной цели в виде получения прибыли;
  • анализирует возможные риски и проблемы;
  • прогнозирует методы, которые позволят избежать возникновения рискованных ситуаций.

По сути, бизнес-план – это алгоритм действий начинающего предпринимателя, рассчитанный минимум на 2-3 года. Кроме того, грамотно составленный документ – это гарантия привлечения инвесторов или получения кредита в банке.

Для кого нужен бизнес план

Общие правила составления

Каждый бизнес-план индивидуален. Но, независимо от сферы предпринимательства и масштабов будущего бизнеса, при планировании необходимо придерживаться нескольких общих правил:

  1. Предварительно изучить ситуацию на рынке. Потребуется собрать максимум информации о том сегменте, в котором планируется развивать дело, присмотреться к конкурентам, определить их сильные и слабые стороны.
  2. Разработать четкую стратегию, конкретно прописать все необходимые действия на определенный промежуток времени (1 и 3 месяца, полгода, 1 и 3 года). Впоследствии надо будет четко следовать разработанному плану до тех пор, пока под воздействием внешних факторов в него не потребуется внести корректировку.
  3. Учесть преимущества и недостатки планируемого бизнеса. В числе первых, например, можно указать высококвалифицированных специалистов, яркую торговую марку и другие. Ко вторым же можно отнести конкуренцию в выбранном сегменте, высокие цены на товары/услуги.

Бизнес план

Составлять и презентовать бизнес-план потенциальным инвесторам можно на бумаге или в электронном виде. При этом первый вариант многие считают наиболее предпочтительным, так как он в некоторой степени материализует идею автора, демонстрирует его готовность работать.

Структура бизнес-плана

Общепринятой и обязательной структуры документа нет, каждый предприниматель самостоятельно определяет количество пунктов и порядок их включения в бизнес-план.

Однако в помощь тем, кто столкнулся с вопросом впервые и не знает с чего начать, специалисты предлагают наиболее оптимальный вариант составления. Согласно ему, хороший бизнес-план должен состоять из 12 пунктов, а его объем не должен быть более 20-25 листов.

Титульный лист

Своего рода визитная карточка самого документа и будущего бизнеса в целом. На титульном листе должна присутствовать информация о:

  1. Наименовании проекта.
  2. Предприятии, где планируется реализовывать представляемый проект. Помимо наименования здесь указывают адреса, телефоны и другие контактные данные.
  3. Руководителе (руководителях) организации.
  4. Разработчике (разработчиках) бизнес-плана.

Также на этой странице в обязательном порядке указывают дату составления документа. Кроме того, на первый лист можно вынести наиболее значимые показатели финансовых расчетов по проектируемому бизнесу.

Образец титульного листа:

Титульный лист бизнес плана

Меморандум о конфиденциальности

Данная часть бизнес-плана предназначена для защиты авторских прав разработчика и составителя проекта. Посредством меморандума автор осведомляет читающего о запрете распространять содержащуюся в бизнес-плане информацию без соответствующего разрешения.

Также в этой части разработчик проекта вправе установить запрет на копирование или дублирование плана, передачу его третьим лицам. Здесь же может быть размещено требование на возврат документа автору в случае отказа инвестора от сотрудничества.

Образец составления меморандума:

Образец составления меморандума

Краткое резюме

Как правило, в данной части отражается информация о том, какой продукт/услугу планирует реализовывать предприятие и какова целевая аудитория (кто будет использовать продукцию).

Также в резюме указывают:

  • планируемый объем продаж за первый год работы;
  • прогнозируемую выручку и чистую прибыль (за тот же период);
  • затраты, закладываемые на реализацию проекта;
  • организационно-правовую форму создаваемого предприятия;
  • количество сотрудников, которые понадобятся для реализации плана;
  • объем требуемых капитальных вложений;
  • источники финансирования;
  • сроки окупаемости и рентабельность.

При этом объем резюме не должен превышать 1 стандартной страницы.

Несмотря на то, что эта часть находится в начале проекта, составляют ее на заключительном этапе подготовки бизнес-плана. Резюме представляет собой итог, краткое описание изложенной идеи с перечислением самых значимых характеристик финансовой стороны проекта.

Важно! Именно на этот раздел бизнес-плана инвесторы обращают внимание в первую очередь. Поэтому составить его необходимо так, чтобы заинтересовать потенциального партнера!

Готовый пример оформления резюме:

Готовый пример оформления резюме

Основная идея

Раздел, в котором автор проекта должен не только описать, но и обосновать свою идею по организации предприятия. При этом надо помнить, что речь идет именно о предприятии, а не о его продукте/товаре.

Необходимо, чтобы в описании содержались ответы на вопросы о:

  • цели проекта;
  • задачах организации для достижения поставленной цели;
  • наличии преград на пути к цели и способах их преодоления;
  • сроках достижения поставленных задач.

Также требуется точно прописать все действия, которые необходимо выполнить, чтобы в кратчайшие сроки добиться реализации бизнес-плана.

Кроме того, автор должен привести реальные аргументы, способные подтвердить выгоду и успех проекта. Для этого, как правило, используют данные SWOT-анализа, который позволяет оценить угрозы, слабые, сильные стороны предприятия и его возможности.

Важно! В SWOT-анализе отражаются не только внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия, но и внешние, способные оказать воздействие на его работу. К последним, в частности, могут относиться темпы рыночного роста, политическая обстановка в регионе, господдержка, особенности законодательства и другие.

Объем этой части бизнес-плана не должен превышать 1-2 страниц.

Характеристика отрасли на рынке

В данной главе предприниматель также должен доказать, обосновать важность и пользу своего проекта, опираясь на маркетинговый анализ рынка. Здесь следует учитывать:

  1. Динамику реализации аналогичного продукта/услуги за несколько предыдущих лет.
  2. Темп роста выбранной отрасли.
  3. Тенденции и особенности формирования цен в данном секторе рынка.
  4. Потребительский спрос, а также желания, намерения и требования потребителей.
  5. Возможность воздействия на запланированную деятельность научных, экономических или общественных аспектов.

Также в данном разделе необходимо провести анализ и оценку конкурентов, уделив внимание тем, кто работает в отрасли относительно недавно.

Сущность проекта

Часть, в которой раскрывается сама идея нового бизнеса, предмет планирования. В этом же разделе следует отразить уровень подготовленности предприятия к работе, наличие всех необходимых для этого ресурсов и средств.

Особое внимание при подготовке этой главы специалисты советуют уделить:

  • первоочередным и наиболее важным целям;
  • описанию целевого потребительского сегмента рынка;
  • ключевым результативным факторам успеха на рынке;
  • детальному представлению изделия/услуги;
  • этапам разработки изделия (в случаях, если производство уже работает);
  • наличию патентов и свидетельств авторского права;
  • характеристике организации.

Кроме того, здесь должна быть представлена стоимость проекта (конкретная сумма) с графиком финансирования и размером необходимых вложений, в том числе и расходов начального периода.

Маркетинговый план

Часть, в которой разработчик представляет стратегию, совокупность действий (последовательных или одновременных), выполняемых для привлечения максимального количества потребителей и эффективной отдачи с их стороны.

Указывает цели и задачи маркетинговой политики нового предприятия, методы их выполнения и достижения. Предприниматель должен подробно расписать:

  • задачи всех категорий персонала;
  • сроки исполнения каждой задачи;
  • инструменты и средства, необходимые для выполнения задач.

Особое внимание при знакомстве с бизнес-планом инвесторы, как правило, уделяют таким «мелочам», как:

  • качество проработки системы комплексного исследования рынка;
  • прогнозируемый объем реализации продукта/услуги;
  • ассортимент товаров/услуг;
  • способы улучшения (усовершенствования) продукции;
  • описание упаковки товаров и политики ценообразования;
  • система закупок и реализации.

Кроме того, в этом разделе важно четко и понятно сформулировать рекламную стратегию нового товара/услуги, спланировать сервисное обслуживание и определить способы контроля за осуществлением маркетингового плана.

План производства

В этой главе отражается все то, что касается непосредственно создания продукции, в том числе:

  • необходимая производственная мощность;
  • подробное описание технологического процесса;
  • детализация операций, которые будут переданы субподрядчикам;
  • перечень необходимого оборудования с характеристиками, стоимостью и способом приобретения (покупка либо аренда);
  • список субподрядчиков;
  • размер площадей, необходимых для организации процесса;
  • используемое сырье, ресурсы.

Тем же предпринимателям, которые планируют оказывать услуги либо реализовывать готовую продукцию, составлять эту главу нет необходимости.

Организационный план

Раздел, посвященный принципам организационного стратегического управления создаваемого предприятия. При составлении данного плана указывают:

  • организационно-правовую форму предприятия (ИП, ОАО и другие);
  • систему орг. управления (в форме схемы), отражающую взаимосвязь подразделений;
  • учредителей с их полными данными;
  • руководящий состав предприятия;
  • способы взаимодействия с рабочим персоналом;
  • обеспечение системы управления необходимыми ресурсами;
  • место расположения компании.
Важно! Эта часть необходима даже тем предприятиям, которые уже работают на рынке. Последние должны показать соответствие действующей структуры намеченным в бизнес-плане целям.

Финансовый план

Необходим для экономической оценки проекта. Для наглядности в нем необходимо не только учесть все возможные доходы и расходы, но и:

  • рассчитать уровень рентабельности;
  • установить сроки окупаемости производства;
  • определить финансовую стабильность предприятия/организации.

На основании этой части проекта инвесторы (кредиторы) определяют его ценность и выгоду для себя.

Примерный образец финансового плана с расчетами:

Примерный образец финансового плана с расчетами

Также экономисты рекомендуют в этом разделе учитывать динамику соотношения валют («рубль» – «доллар США»), источники формирования уставного капитала и возможные дополнительные доходы.

Анализ рисков

В данном разделе предпринимателю стоит рассмотреть все возможные риски и потенциальные угрозы, которые могут возникнуть в процессе запуска, работы и развития нового предприятия. Учитываться должны не только финансовые риски, но и отраслевые, природные, социальные и другие.

Здесь же необходимо представить подробный план по предотвращению возникновения форс-мажорных ситуаций либо по минимизации потерь от них. Если предприниматель считает возникновение угроз маловероятным, он также должен обосновать свою точку зрения.

Приложения

Последняя и не менее важная часть бизнес-плана, которая состоит из документов, подтверждающих сведения, указанные в проекте (таблицы, графики, статистические данные, обращения потребителей, расчеты и другие).

На каждое приложение в разделах бизнес-плана должны быть размещены ссылки и сноски.

Частые ошибки, которых стоит избегать

Если на крупных предприятиях планированием занимаются сотрудники со специальным образованием, то бизнес-план для малого бизнеса составляют сами начинающие предприниматели. И в этом случае стоит обратить внимание на самые частые ошибки и постараться не допустить их при подготовке проекта:

  1. Неграмотность или сложное изложение. Нельзя пренебрегать правилами русского языка, также как перегружать текст научными или специализированными терминами.
  2. Небрежность при оформлении. Бизнес-план – это документ, и отношение к нему должно быть соответствующим. Все должно быть последовательно и на своем месте. Иначе инвестор может решить, что для предпринимателя проект не имеет особой ценности, а потому и вкладывать деньги в его реализацию нет необходимости.
  3. Неполная информация. Чтобы заинтересовать в своем проекте кого-либо, предприниматель должен предоставить максимум информации.
  4. Отсутствие конкретики. Получить финансирование под «примерные и приблизительные» планы почти наверняка не получится. Поэтому все должно быть четко и конкретно!

Кроме того, бизнес-план должен быть достоверным в плане оценки рисков и конкуренции. Ведь насколько бы креативную идею ни предлагал начинающий предприниматель, без риска и конкурентов он вряд ли обойдется. Инвесторы это отлично понимают, а значит, необходимо понять и признать и разработчикам бизнес-плана.

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий