Бизнес-план фотостудии с расчетами
На сегодняшний день рынок фотоуслуг перешагнул на новый виток развития, что явилось результатом появления новых потребностей у потенциальных клиентов. Фотобизнес относится к той категории видов предпринимательской деятельности, которая позволяет людям реализовать свои творческие способности, а также заработать на этом неплохие деньги. Представленный ниже бизнес-план фотостудии позволит ознакомиться с основными этапами построения бизнеса, нюансами реализации бизнес-идеи, а также оценить прибыльность данного вида коммерческой деятельности.
Нюансы открытия фотостудии
Организация фотостудии – это достаточно понятный и простой вид деятельности. Клиентами таких компаний обычно являются те граждане и юридические лица, которые заинтересованы в получении качественной фотографии. Такой продукт можно получить только у грамотного фотографа при наличии профессионально оборудованного и оснащенного помещения. В таких условиях возможности фотографа не будут ограничены погодными условиями и другими негативными воздействиями окружающей среды.
Одним из факторов успеха подобного бизнеса является то, что на рынке отсутствует жесткая конкуренция, но присутствует увеличивающийся спрос на качественные фотоуслуги.
Прежде чем перейти к разработке бизнес-проекта, следует определиться с форматом создаваемой фотостудии:
- Фотосалон. Как правило, фотосалоны специализируются на портретной съемке, создании фотографии для документов (на отечественный/заграничный паспорт, на визу, при поступлении в учебное заведение, при устройстве на работу и т.п.), ретушировании фотографий и т.п. Данный формат коммерческой деятельности подходит для старта фотобизнеса.
- Мини-студия. Это уменьшенный вариант организации полноформатной фотостудии. Как правило, она специализируется на работе в определенном направлении. Подобный вариант студии часто выбирают начинающие предприниматели, которые постепенно ее расширяют до полноформатной фотостудии.
- Полноформатная фотостудия. Такая компания должна оказывать весь спектр востребованных фотоуслуг. Для этого потребуется несколько декорированных помещений, коллекция костюмов/реквизита, профессиональное фотооборудование, грамотные фотографы и пр.
- Домашняя фотостудия. Предприниматели с ограниченным бюджетом часто начинают работать в качестве фотографа у себя дома. После того как скопится необходимый капитал и будет получен бесценный опыт общения с клиентами, можно будет арендовать офис и закупить профессиональное оснащение.
- Детская фотостудия. Из названия понятно, что целевой аудиторией такой компании будут дети и их родители.
- Фотостудия по франшизе. Предприимчивые люди, не готовые взять на себя создание фотостудии с нуля, могут открыть бизнес по франшизе. На рынке франчайзинговых предложений достаточно большой выбор вариантов запуска фотосалонов с именем (к примеру, Photobook, Aкaдeмия Фoтoгpaфии, Fotomatik).
Резюме
В основу бизнес-плана фотостудии заложена следующая бизнес-идея: открытие полноформатной фотостудии в российском городе с населением около 1 миллиона человек.
Финансовое планирование по данному бизнес-проекту основано на базе представленных в таблице исходных данных:
Основные показатели бизнес-проекта фотостудии:
Параметры | Характеристика |
---|---|
Стартовые капиталовложения, руб. | 1 328 000 |
Средняя месячная выручка, руб. | 360 000 |
Ориентировочные месячные расходы, руб. | 242 000 |
Примерная месячная прибыль, руб. | 118 000 |
Окупаемость, месяцев | 11-12 |
Рентабельность (1-ый год), % | 32,8 |
Ключевые конкурентные преимущества фотостудии:
- высокий уровень обслуживания клиентов;
- профессиональные фотографы;
- наличие оформленных декорированных студий с необходимым реквизитом;
- широкий спектр оказываемых услуг;
- оснащение студии современным профессиональным оборудованием;
- грамотная маркетинговая политика
Анализ рынка фотоуслуг
Базовые характеристики российского рынка фотоуслуг:
- Новое направление массовых фотоуслуг – ориентация на владельцев цифровых фотоаппаратов, смартфонов. Под цифровыми фотоуслугами подразумеваются сканирование фото, распечатывание с цифровых носителей, интернет-печать.
- Умеренная конкуренция с низкими входными барьерами на рынок.
- Современный рынок фотоуслуг можно описать снижением качества оказываемого сервиса и установлением низких цен на фототовары. Многие предприниматели привлекают к работе непрофессиональных фотографов, используют материалы низкого качества и старое/непрофессиональное оснащение.
- Сезонный спрос. Максимальный спрос фиксируется в период октябрь-декабрь, июнь-июль, а стабильный – в январе-мае, августе-сентябре.
- Структура цен на основные услуги фотосалонов представлена на диаграмме. Наибольшие цены установлены на репортажную съемку свадеб, студийные портреты и фото для портфолио.
Клиентами фотостудий являются:
- люди, желающие сделать фотографию для документов, для портфолио и т.п.;
- физические и юридические лица, нуждающиеся в репортажной съемке различных мероприятий;
- юридические лица и предприниматели для фотографирования производимой/продаваемой продукции для каталогов, сайтов и т.д.;
- профессиональные/непрофессиональные частные фотографы, арендующие оснащенные студии;
- родители детей, детские сады, школы.
Описание продукции/услуги
Деятельность профессиональной фотостудии будет сопряжена с двумя основными видами услуг:
- производство фотографии штатным фотографом в пределах студии;
- передача студии в аренду (в данном случае фотосъемка будет осуществлена привлеченным со стороны профессиональным фотографом либо фотографом-любителем).
Доступные форматы фотосъемки в студии:
- фотография-портрет;
- фотосъемка различных предметов и вещей (к примеру, товара компании-заказчика для буклета, каталога, размещения в интернете и пр.);
- художественная фотография.
Также предполагается оказание услуги по фото-сопровождению таких мероприятий, как свадьба, юбилей, день рождения и других событий.
К дополнительным услугам, которые также оказываются в фотосалоне, можно отнести:
- монтаж и печать фотоальбомов, фотокниг и пр.;
- ретушь/обработку/восстановление фотографий;
- монтаж слайд-шоу;
- интернет-печать с доставкой домой (посредством фирменного веб-сайта);
- распечатывание цифровых фото и фото с пленки;
- разработку дизайна для рекламных каталогов, буклетов и т.п.
Инвестиционный план
Пример капитальных инвестиций в открытие собственной фотостудии:
Статьи затрат | Примерные цены, руб. |
---|---|
Регистрация бизнеса | 10 000 |
Сбор и подготовка документов/разрешений | 10 000 |
Закупка оснащения и инвентаря | 820 000 |
Аренда помещения (за три месяца) | 60 000 |
Ремонт помещения (в том числе дизайн) | 30 000 |
Затраты на маркетинг | 10 000 |
Разработка сайта, групп в социальных сетях | 30 000 |
Оплата труда с начислениями (за два месяца) | 338 000 |
Закупка сырья, комплектующих и материалов | 10 000 |
Прочие затраты | 10 000 |
Итого | 1 328 000 |
Готовый календарный план-график реализации ключевых мероприятий данного бизнес-проекта:
Организационный план
Особенности процедуры регистрации фотостудии:
- Оптимальная организационная форма для фотостудии – индивидуальное предпринимательство. Таким образом удастся сэкономить на регистрационных затратах, а также упростить процедуру подготовки комплекта документов для регистрации студии.
- ОКВЭД – 74.81 «Деятельность в области фотографии», 70.20.2 «Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества».
- Оптимальная система налогообложения – УСН или ЕНВД.
- После окончания процедуры регистрации бизнеса студия должна встать на учет в фондах и органах статистики.
Для запуска фотостудии понадобится получить следующие документы:
- свидетельство об открытии ИП;
- разрешение от СЭС;
- заключение от пожарной службы.
Штат сотрудников для фотостудии:
Функции по уборке студии будут возложены на администраторов, а бухгалтерскому учету – на управляющего. В данном примере функции директора выполняет сам предприниматель. Ведением и обслуживанием сайта также будут заниматься администраторы заведения. К основным функциям администратора будут относиться общение с клиентами, произведение расчетов, установка студийного света, настройка основного оборудования. Имидж и успешность фотосалона напрямую зависит от профессиональности фотохудожника и его таланта.
Производственный план
Примерный перечень оснащения для фотосалона:
Наименование | Ориентировочные цены, руб. |
---|---|
Профессиональные фотокамеры | 200 000 |
Сменные объективы | 80 000 |
Осветительное оборудование (в том числе стойки, софтбоксы, экспонометр, сотовая насадка, шторки, отражатели, рефлекторы и пр.) | 130 000 |
Бумажные и тканевые фоны | 40 000 |
Декор студии | 70 000 |
Реквизит, костюмы | 30 000 |
Мебель (зеркала, ширма, кресла, стулья, столы, диван, шкаф и т.п.) | 80 000 |
Компьютер | 40 000 |
Печатное оборудование | 100 000 |
Wi-Fi роутер | 3 000 |
Кассовый аппарат | 17 000 |
Кондиционер | 20 000 |
Прочее оборудование, инвентарь | 10 000 |
Итого: | 820 000 |
Для организации фотостудии планируется взять помещение в долгосрочную аренду. Это будет просторное помещение (70 кв. м) с высотой потолков три метра. Подавляющая площадь (40 кв. м.) будет оборудована под две студии, а оставшаяся часть будет разделена на зону ожидания клиентов, ресепшен и санузел.
В выборе помещения следует оперировать следующими критериями:
- высокая проходимость;
- расположение вблизи остановок общественного транспорта в центральной части города либо в спальном районе;
- наличие таких коммуникаций, как электричество, водоснабжение, отопление, интернет;
- удобные подъездные пути;
- присутствие парковки;
- высокие потолки;
- площадь около 50-80 кв. м.
Расчёт плана продаж:
Параметры | 1-3 месяц работы | 4-9 месяц работы | С 10 месяца работы |
---|---|---|---|
Среднее число клиентов в день | 30 | 40 | 50 |
Среднее число клиентов в месяц (при режиме работы без выходных) | 900 | 1 200 | 1 500 |
Средний чек, руб. | 300 | 300 | 300 |
Объем продаж в месяц, руб. | 270 000 | 360 000 | 450 000 |
Маркетинговый план
План маркетинговых мероприятий для фотостудии:
- включение сведений о фотостудии в справочные издания города;
- рекламные объявления в местных журналах и газетах;
- запуск веб-сайта фотостудии;
- запуск группы в социальных сетях;
- проведение рекламных акций (к примеру, скидка при первом заказе, при величине заказа от определенной суммы, постоянным клиентам и пр.);
- сотрудничество с компаниями-партнерами по обмену промо-материалами (к примеру, рекламные агентства, типографии, нотариальные конторы, курьерские службы и т.д.);
- изготовление привлекательной вывески и баннера с перечнем выполняемых услуг;
- взаимодействие с рекламными компаниями и веб-студиями, занимающимися разработкой рекламной продукции и сайтов для предпринимателей и юридических лиц;
- принятие участия в выставках и конкурсах для фотохудожников.
Финансовый план
Ежемесячные расходы фотостудии включают следующие пункты затрат:
Статьи затрат | Примерные цены, руб. |
---|---|
Арендная плата за помещение | 20 000 |
Коммунальные расходы | 3 000 |
Сырье, материалы, комплектующие | 10 000 |
Фонд оплаты труда (с отчислениями в фонды) | 169 000 |
Реклама | 2 000 |
Амортизация | 3 000 |
Прочие расходы | 3 000 |
Итого | 210 000 |
Основные финансовые показатели проекта:
Параметры | 1-3 месяц работы | 4-9 месяц работы | С 10 месяца работы |
---|---|---|---|
Выручка в месяц, руб. | 270 000 | 360 000 | 450 000 |
Расходы в месяц, руб. | 210 000 | 220 000 | 230 000 |
Прибыль в месяц, руб. | 60 000 | 140 000 | 220 000 |
Прибыль в месяц с учетом налогов | 44 000 | 118 000 | 193 000 |
В первый год работы на фотостудии получится заработать около 1 миллиона 419 тысяч рублей. Общий объем выручки в первый год работы составит 4 миллиона 320 тысяч рублей. Таким образом, рентабельность бизнеса в первый год будет равняться 32,8%. Окупаемость капитальных вложений произойдет на 11-12 месяц работы фотосалона.
Риски
Основные риски реализации бизнес-проекта фотостудии:
Риск | Характеристика | Вероятность возникновения |
---|---|---|
Рост конкуренции на локальном рынке | Для минимизации данного риска предпринимателю необходимо тщательно продумать программу лояльности и составить грамотный маркетинговый план. Важно, чтобы у клиентов фотостудии формировались положительные отзывы о работе фотографов и качестве получаемого конечного продукта. | Средняя |
Рост закупочных цен на материалы, сырье и комплектующие | Так как в структуре себестоимости фотоуслуг затраты на сырье, материалы и комплектующие составляют незначительную долю, то увеличение их стоимости не отразится на росте цен на фотоуслуги | Низкая |
Текучесть ценных кадров | От уровня квалификации и профессионализма фотографов зависит имидж фотостудии. Для того чтобы удержать грамотных специалистов, необходимо создать хорошие условия труда, поддерживать дружественную атмосферу в коллективе и платить достойную заработную плату. | Низкая
|
Неактуальный реквизит/декорации | Дизайн и реквизит фотостудии должен соответствовать предпочтениям целевой аудитории фотостудии | Низкая
|
Низкое качество материалов, сырья и комплектующих | Важно закупать только качественные материалы, сырье и комплектующие у проверенных производителей и поставщиков | Низкая |
Низкое качество работы фотографа | При подборе основных работников фотосалона необходимо учитывать такие критерии, как: опыт работы, портфолио, образование, наличие дипломов об участии в конкурсах фотохудожников, умение общаться с клиентами и пр. | Средняя |
Экономическая нестабильность | Финансовые кризисы могут отрицательно отразиться на платежеспособности физических и юридических лиц | Низкая |
Использование устаревшего оборудования | Предприниматель должен следить за появлением нового фотооборудования и периодически обновлять имеющееся оснащение | Средняя |