Бизнес-план фотостудии с расчетами

На сегодняшний день рынок фотоуслуг перешагнул на новый виток развития, что явилось результатом появления новых потребностей у потенциальных клиентов. Фотобизнес относится к той категории видов предпринимательской деятельности, которая позволяет людям реализовать свои творческие способности, а также заработать на этом неплохие деньги. Представленный ниже бизнес-план фотостудии позволит ознакомиться с основными этапами построения бизнеса, нюансами реализации бизнес-идеи, а также оценить прибыльность данного вида коммерческой деятельности.

Фотостудия

Нюансы открытия фотостудии

Организация фотостудии – это достаточно понятный и простой вид деятельности. Клиентами таких компаний обычно являются те граждане и юридические лица, которые заинтересованы в получении качественной фотографии. Такой продукт можно получить только у грамотного фотографа при наличии профессионально оборудованного и оснащенного помещения. В таких условиях возможности фотографа не будут ограничены погодными условиями и другими негативными воздействиями окружающей среды.

Одним из факторов успеха подобного бизнеса является то, что на рынке отсутствует жесткая конкуренция, но присутствует увеличивающийся спрос на качественные фотоуслуги.

Прежде чем перейти к разработке бизнес-проекта, следует определиться с форматом создаваемой фотостудии:

  1. Фотосалон. Как правило, фотосалоны специализируются на портретной съемке, создании фотографии для документов (на отечественный/заграничный паспорт, на визу, при поступлении в учебное заведение, при устройстве на работу и т.п.), ретушировании фотографий и т.п. Данный формат коммерческой деятельности подходит для старта фотобизнеса.
  2. Мини-студия. Это уменьшенный вариант организации полноформатной фотостудии. Как правило, она специализируется на работе в определенном направлении. Подобный вариант студии часто выбирают начинающие предприниматели, которые постепенно ее расширяют до полноформатной фотостудии.
  3. Полноформатная фотостудия. Такая компания должна оказывать весь спектр востребованных фотоуслуг. Для этого потребуется несколько декорированных помещений, коллекция костюмов/реквизита, профессиональное фотооборудование, грамотные фотографы и пр.
  4. Домашняя фотостудия. Предприниматели с ограниченным бюджетом часто начинают работать в качестве фотографа у себя дома. После того как скопится необходимый капитал и будет получен бесценный опыт общения с клиентами, можно будет арендовать офис и закупить профессиональное оснащение.
  5. Детская фотостудия. Из названия понятно, что целевой аудиторией такой компании будут дети и их родители.
  6. Фотостудия по франшизе. Предприимчивые люди, не готовые взять на себя создание фотостудии с нуля, могут открыть бизнес по франшизе. На рынке франчайзинговых предложений достаточно большой выбор вариантов запуска фотосалонов с именем (к примеру, Photobook, Aкaдeмия Фoтoгpaфии, Fotomatik).

Фотостудия по франшизе

Резюме

В основу бизнес-плана фотостудии заложена следующая бизнес-идея: открытие полноформатной фотостудии в российском городе с населением около 1 миллиона человек.

Финансовое планирование по данному бизнес-проекту основано на базе представленных в таблице исходных данных:

Финансовое планирование
Основные показатели бизнес-проекта фотостудии:

Параметры Характеристика
Стартовые капиталовложения, руб. 1 328 000
Средняя месячная выручка, руб. 360 000
Ориентировочные месячные расходы, руб. 242 000
Примерная месячная прибыль, руб. 118 000
Окупаемость, месяцев 11-12
Рентабельность (1-ый год), % 32,8

Ключевые конкурентные преимущества фотостудии:

  • высокий уровень обслуживания клиентов;
  • профессиональные фотографы;
  • наличие оформленных декорированных студий с необходимым реквизитом;
  • широкий спектр оказываемых услуг;
  • оснащение студии современным профессиональным оборудованием;
  • грамотная маркетинговая политика

Анализ рынка фотоуслуг

Базовые характеристики российского рынка фотоуслуг:

  1. Новое направление массовых фотоуслуг – ориентация на владельцев цифровых фотоаппаратов, смартфонов. Под цифровыми фотоуслугами подразумеваются сканирование фото, распечатывание с цифровых носителей, интернет-печать.
  2. Умеренная конкуренция с низкими входными барьерами на рынок.
  3. Современный рынок фотоуслуг можно описать снижением качества оказываемого сервиса и установлением низких цен на фототовары. Многие предприниматели привлекают к работе непрофессиональных фотографов, используют материалы низкого качества и старое/непрофессиональное оснащение.
  4. Сезонный спрос. Максимальный спрос фиксируется в период октябрь-декабрь, июнь-июль, а стабильный – в январе-мае, августе-сентябре.
  5. Структура цен на основные услуги фотосалонов представлена на диаграмме. Наибольшие цены установлены на репортажную съемку свадеб, студийные портреты и фото для портфолио.Структура цен

Клиентами фотостудий являются:

  • люди, желающие сделать фотографию для документов, для портфолио и т.п.;
  • физические и юридические лица, нуждающиеся в репортажной съемке различных мероприятий;
  • юридические лица и предприниматели для фотографирования производимой/продаваемой продукции для каталогов, сайтов и т.д.;
  • профессиональные/непрофессиональные частные фотографы, арендующие оснащенные студии;
  • родители детей, детские сады, школы.

Описание продукции/услуги

Деятельность профессиональной фотостудии будет сопряжена с двумя основными видами услуг:

  • производство фотографии штатным фотографом в пределах студии;
  • передача студии в аренду (в данном случае фотосъемка будет осуществлена привлеченным со стороны профессиональным фотографом либо фотографом-любителем).

Доступные форматы фотосъемки в студии:

  • фотография-портрет;
  • фотосъемка различных предметов и вещей (к примеру, товара компании-заказчика для буклета, каталога, размещения в интернете и пр.);
  • художественная фотография.

Также предполагается оказание услуги по фото-сопровождению таких мероприятий, как свадьба, юбилей, день рождения и других событий.

Услуги по фото-сопровождению

К дополнительным услугам, которые также оказываются в фотосалоне, можно отнести:

  • монтаж и печать фотоальбомов, фотокниг и пр.;
  • ретушь/обработку/восстановление фотографий;
  • монтаж слайд-шоу;
  • интернет-печать с доставкой домой (посредством фирменного веб-сайта);
  • распечатывание цифровых фото и фото с пленки;
  • разработку дизайна для рекламных каталогов, буклетов и т.п.

Инвестиционный план

Пример капитальных инвестиций в открытие собственной фотостудии:

Статьи затрат Примерные цены, руб.
Регистрация бизнеса 10 000
Сбор и подготовка документов/разрешений 10 000
Закупка оснащения и инвентаря 820 000
Аренда помещения (за три месяца) 60 000
Ремонт помещения (в том числе дизайн) 30 000
Затраты на маркетинг 10 000
Разработка сайта, групп в социальных сетях 30 000
Оплата труда с начислениями (за два месяца) 338 000
Закупка сырья, комплектующих и материалов 10 000
Прочие затраты 10 000
Итого 1 328 000

Готовый календарный план-график реализации ключевых мероприятий данного бизнес-проекта:

Готовый календарный план

Организационный план

Особенности процедуры регистрации фотостудии:

  1. Оптимальная организационная форма для фотостудии – индивидуальное предпринимательство. Таким образом удастся сэкономить на регистрационных затратах, а также упростить процедуру подготовки комплекта документов для регистрации студии.
  2. ОКВЭД – 74.81 «Деятельность в области фотографии», 70.20.2 «Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества».
  3. Оптимальная система налогообложения – УСН или ЕНВД.
  4. После окончания процедуры регистрации бизнеса студия должна встать на учет в фондах и органах статистики.

Для запуска фотостудии понадобится получить следующие документы:

  • свидетельство об открытии ИП;
  • разрешение от СЭС;
  • заключение от пожарной службы.

Штат сотрудников для фотостудии:

Штат сотрудников для фотостудии

Функции по уборке студии будут возложены на администраторов, а бухгалтерскому учету – на управляющего. В данном примере функции директора выполняет сам предприниматель. Ведением и обслуживанием сайта также будут заниматься администраторы заведения. К основным функциям администратора будут относиться общение с клиентами, произведение расчетов, установка студийного света, настройка основного оборудования. Имидж и успешность фотосалона напрямую зависит от профессиональности фотохудожника и его таланта.

Производственный план

Примерный перечень оснащения для фотосалона:

Наименование Ориентировочные цены, руб.
Профессиональные фотокамеры 200 000
Сменные объективы 80 000
Осветительное оборудование (в том числе стойки, софтбоксы, экспонометр, сотовая насадка, шторки, отражатели, рефлекторы и пр.) 130 000
Бумажные и тканевые фоны 40 000
Декор студии 70 000
Реквизит, костюмы 30 000
Мебель (зеркала, ширма, кресла, стулья, столы, диван, шкаф и т.п.) 80 000
Компьютер 40 000
Печатное оборудование 100 000
Wi-Fi роутер 3 000
Кассовый аппарат 17 000
Кондиционер 20 000
Прочее оборудование, инвентарь 10 000
Итого: 820 000

Для организации фотостудии планируется взять помещение в долгосрочную аренду. Это будет просторное помещение (70 кв. м) с высотой потолков три метра. Подавляющая площадь (40 кв. м.) будет оборудована под две студии, а оставшаяся часть будет разделена на зону ожидания клиентов, ресепшен и санузел.

В выборе помещения следует оперировать следующими критериями:

  • высокая проходимость;
  • расположение вблизи остановок общественного транспорта в центральной части города либо в спальном районе;
  • наличие таких коммуникаций, как электричество, водоснабжение, отопление, интернет;
  • удобные подъездные пути;
  • присутствие парковки;
  • высокие потолки;
  • площадь около 50-80 кв. м.

Расчёт плана продаж:

Параметры 1-3 месяц работы 4-9 месяц работы С 10 месяца работы
Среднее число клиентов в день 30 40 50
Среднее число клиентов в месяц (при режиме работы без выходных) 900 1 200 1 500
Средний чек, руб. 300 300 300
Объем продаж в месяц, руб. 270 000 360 000 450 000

Маркетинговый план

План маркетинговых мероприятий для фотостудии:

  • включение сведений о фотостудии в справочные издания города;
  • рекламные объявления в местных журналах и газетах;
  • запуск веб-сайта фотостудии;
  • запуск группы в социальных сетях;
  • проведение рекламных акций (к примеру, скидка при первом заказе, при величине заказа от определенной суммы, постоянным клиентам и пр.);
  • сотрудничество с компаниями-партнерами по обмену промо-материалами (к примеру, рекламные агентства, типографии, нотариальные конторы, курьерские службы и т.д.);
  • изготовление привлекательной вывески и баннера с перечнем выполняемых услуг;
  • взаимодействие с рекламными компаниями и веб-студиями, занимающимися разработкой рекламной продукции и сайтов для предпринимателей и юридических лиц;
  • принятие участия в выставках и конкурсах для фотохудожников.

Финансовый план

Ежемесячные расходы фотостудии включают следующие пункты затрат:

Статьи затрат Примерные цены, руб.
Арендная плата за помещение 20 000
Коммунальные расходы 3 000
Сырье, материалы, комплектующие 10 000
Фонд оплаты труда (с отчислениями в фонды) 169 000
Реклама 2 000
Амортизация 3 000
Прочие расходы 3 000
Итого 210 000

Основные финансовые показатели проекта:

Параметры 1-3 месяц работы 4-9 месяц работы С 10 месяца работы
Выручка в месяц, руб. 270 000 360 000 450 000
Расходы в месяц, руб. 210 000 220 000 230 000
Прибыль в месяц, руб. 60 000 140 000 220 000
Прибыль в месяц с учетом налогов 44 000 118 000 193 000

В первый год работы на фотостудии получится заработать около 1 миллиона 419 тысяч рублей. Общий объем выручки в первый год работы составит 4 миллиона 320 тысяч рублей. Таким образом, рентабельность бизнеса в первый год будет равняться 32,8%. Окупаемость капитальных вложений произойдет на 11-12 месяц работы фотосалона.

Окупаемость капитальных вложений

Риски

Основные риски реализации бизнес-проекта фотостудии:

Риск Характеристика Вероятность возникновения
Рост конкуренции на локальном рынке Для минимизации данного риска предпринимателю необходимо тщательно продумать программу лояльности и составить грамотный маркетинговый план. Важно, чтобы у клиентов фотостудии формировались положительные отзывы о работе фотографов и качестве получаемого конечного продукта. Средняя
Рост закупочных цен на материалы, сырье и комплектующие Так как в структуре себестоимости фотоуслуг затраты на сырье, материалы и комплектующие составляют незначительную долю, то увеличение их стоимости не отразится на росте цен на фотоуслуги Низкая
Текучесть ценных кадров От уровня квалификации и профессионализма фотографов зависит имидж фотостудии. Для того чтобы удержать грамотных специалистов, необходимо создать хорошие условия труда, поддерживать дружественную атмосферу в коллективе и платить достойную заработную плату. Низкая

 

Неактуальный реквизит/декорации Дизайн и реквизит фотостудии должен соответствовать предпочтениям целевой аудитории фотостудии Низкая

 

Низкое качество материалов, сырья и комплектующих Важно закупать только качественные материалы, сырье и комплектующие у проверенных производителей и поставщиков Низкая
Низкое качество работы фотографа При подборе основных работников фотосалона необходимо учитывать такие критерии, как: опыт работы, портфолио, образование, наличие дипломов об участии в конкурсах фотохудожников, умение общаться с клиентами и пр. Средняя
Экономическая нестабильность Финансовые кризисы могут отрицательно отразиться на платежеспособности физических и юридических лиц Низкая
Использование устаревшего оборудования Предприниматель должен следить за появлением нового фотооборудования и периодически обновлять имеющееся оснащение Средняя

 

Автор: Сергей Ильин

Профессор права и юриспруденции, Экономист МЭО

Статьи по теме
Оставить комментарий