Что такое выручка и как ее грамотно спланировать
Выручка является одним из самых простых для восприятия понятий современной экономики. Но на практике она требует более серьезного подхода и распределения.
Что такое выручка: общее понятие, виды
Существует два основных ее вида:
- Валовая.
- Чистая.
Валовая выручка представлена денежными средствами, которые поступают в качестве оплаты за товары или услуги. Когда речь ведется о бартерных сделках, валовой выручкой считается оценочная стоимость договора мены.
Но в нее входят и будущие расходы компании, поэтому для большинства компаний она не является определяющей. В нее входят обязательные акцизы и налоги, а также пошлины.
Чистая выручка – это те денежные средства, которые остаются после вычета всех расходов. При этом не учитывается размер пошлин, налогов и акцизов.
Этот показатель всегда указывается в отчете о прибылях и убытках, который является одним из главных бухгалтерских документов.
Методы учета выручки
Существует два основных варианта учета выручки:
- Кассовый учет.
Он предполагает получение реальных денег продавцом в момент совершения клиентом покупки.Выручкой при этом считаются все авансовые платежи.
Товар может передаваться с отсрочкой платежа.И в этом случае выручки не будет.
- Учет по начислению.
Это наиболее часто используемый метод, используемый крупным бизнесом.Выручка определяется по факту подписания акта при передаче товара или акта на оказание услуг.
Не имеет существенного значения, когда в реальности будут получены денежные средства.
Согласно Налоговому кодексу РФ, предприятия и предприниматели могут использовать оба варианта учета выручки. Все определяется учетной политикой предприятия и желанием ее руководства.
Но необходимо учитывать, что для уплаты налогов имеет значение только фактическое зачисление денежных средство на счета компании. Подобный порядок дает возможность обеспечить своевременные расчеты с налоговой службой, а также внебюджетными и бюджетными фондами.
Как рассчитать себестоимость продукции по формуле узнайте на нашем сайте.
Формулу расчета выручки можно найти в статье. Валовая, среднемесячная, выручка от продаж, среднегодовая и формула расчета темпа роста выручки.
Как стать индивидуальным предпринимателем можно узнать здесь.
Расчет и планирование выручки
Чтобы грамотно спланировать выручку, необходимо подробно изучить рынок сбыта продукции и оценить его емкость.
Важно предпринять следующую последовательность действий:
- В первую очередь оценивается возможная емкость рынка.
Важно учесть общую стоимость товаров и услуг, которые можно реализовать на рынке.Также учитывается возможность изменения спроса и насыщенность рынка.
- Затем проверяется наличие и качество конкурентов.
- Определяется доля рынка, которую предприятие может полностью получить для максимальной реализации.
Только проведя наиболее полное исследование можно спрогнозировать объем продаж. Но при этом не следует забывать и о таком важном факторе, как производственные мощности предприятия.
Они имеют прямое отношение к возможному объему продаж.
На следующем этапе выявляются сценарии развития событий. Здесь не следует учитывать только позитивный сценарий, так как важно просчитать все возможные исходы.
- Наихудший результат.
С него следует начинать все расчеты.Здесь учитывается возможность утери части рынка из-за действия конкурирующих организаций, недопоставки материалов и сырья, а также появление более качественных товаров.
Также учитываются такие внешние факторы, как резкий рост стоимости топлива. - Максимальный результат.
Здесь учитывается результат, который может быть получен в результате расширения рынка, повышения качества собственной продукции и устранения конкуренции. - Оптимальный результат.
Этот вариант будет наиболее реальным.Для него необходима максимально объективная оценка спроса рынка и учет возможностей компании.
Важно не только продумать различные сценарии развития событий, но и произвести наиболее точные расчеты. Важно учесть, что реализуется не вся произведенная продукция.
Необходимо учесть и переходящие остатки, которые могут быть не только в начале, но и в конце планового периода.
Для выявления объема продаж используют следующую формулу:
Вп = О1 + ТП – О2,
где:
- Вп – запланированный объем продаж;
- ТП – товарная продукция;
- О1 – объем переходящих остатков, сформировавшихся в начале планового периода;
- О2 – объем переходящих остатков, формируемых на конце планового периода.
Существуют и другие методы, позволяющие планировать выручку.
К ним относят следующие методы:
- метод прямого счета, используемый при небольшом ассортименте продаваемой продукции;
- метод, в основе которого находится рентабельность;
- расчетный метод.
О подсчете выручки узнайте из видео.
Распределение
При распределении выручки важно, чтобы она обеспечила своими ресурсами потребности роста компании и его расширяющееся производство. Важно учитывать особенности конкуренции, которая может оказывать прямое воздействие на необходимость расширения или обновления производства компании.
В первую очередь часть полученной выручки направляется в бюджет в качестве налогов и внесение средств за сотрудников в бюджетные и внебюджетные фонды. На следующем этапе осуществляются платежи, связанные с кредитными обязательствами и экономическими санкциями по отношению к предприятию.
После этого остается чистая выручка, которая распределяется следующим образом:
- в резервный фонд,
- на производственные нужды,
- на социальные нужды,
- в фонд выплаты заработных плат и материальных поощрений сотрудников,
- в дивидендный фонд.
Наиболее интересные особенности существуют у распределения выручки общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.
Выручка ООО распределяется следующим образом:
- оплачиваются налоги и производятся выплаты в фонды;
- часть средств направляется в резервный фонд, откуда средства могут изыматься при наступлении сложной ситуации в бизнесе;
- затем средства идут в фонд сбережения и фонд накопления.
Фонд накопления состоит из тех средств, которые могут идти на развитие и инвестиционные проекты компании. Фонд потребления включает материальное поощрение сотрудников, социальное развитие и средства, направляемые для оплаты учредителям.
В акционерных обществах выручка распределяется несколько сложнее. Общая последовательность должна фиксироваться в уставе.
Сначала оплачиваются налоги и прочие сборы.
Затем оставшиеся средства распределяются в следующие фонды:
- Резервный фонд.
- Фонд накопления.
- Фонд потребления.
- Дивидендный фонд по привилегированным и обыкновенным акциям.
А после внесения всех необходимых платежей, оставшиеся средства должны распределяться так, чтобы организация продолжала успешно функционировать и развиваться.
О выручке и прибыли рассказывается в видео.
Я советую воспользоваться специальными формулами для расчета выручки. Многие думают, раз цены дороже, чем закупали, то и выручка будет. Но нужно учитывать много нюансов. Для этого формулы и вывели.