Инвентаризация — сроки проведения
Инвентаризация товаров – обязательная работа на любом предприятии. Это один из лучших методов для фактического контроля за наличием и сохранностью ТМЦ. В нашем материале мы кратко рассмотрим, как проходит данный процесс, в какие сроки проводят инвентаризацию и иные нюансы этой работы.
Для чего нужна инвентаризация и что можно проверять?
Инвентаризация проводится для проверки:
- Складов с товаром (сюда также можно отнести библиотеки).
- Производства, где изготавливают продукцию, и где количество выпущенного товара фактически может не совпадать с тем, что указано в документах.
- Торговые площади, где реализуется продукция (магазина, аптеки, рынки и т.д.).
- Кассы.
Также проводится и проверка документов, предметов бухучета, включая:
- ОС (все, чем пользуется организация при рабочем процессе). Например, здания, техника, инструмент, газовые и электросети, без которых работа компании не представляется возможной.
- ТМЦ, запасы, необходимые для производства товара.
- Готовая продукция, выпускаемая предприятием.
- Готовые к реализации товары.
- Наличные средства, которыми пользуются в течение рабочего процесса.
- Дебиторская задолженность.
Главная цель инвентаризации – выявление нарушений, краж, сокрытий. Но также с помощью инвентаризации можно:
- Контроль производственного процесса.
- Поиск продукции с истекшим сроком годности для снятие с продажи.
- Выявление недобросовестности, нарушения распорядка и несоответствующее поведения сотрудникам принятых в организации норм и правил.
Общие советы по проведению инвентаризации
Все компании должны проводить инвентаризацию согласно ФЗ № 129, а порядок его проведения описан в методических указаниях, изложенных в приказах Минфина под номером № 49, который был утвержден в 1995 году.
Прежде чем проводить инвентаризацию, минимум за 10 дней до данного мероприятия нужно издать приказ по форме ИНВ-22, при этом его обязательно стоит зарегистрировать в журнале, в которой ведется учет и контроль такой документации.
В инвентаризации участвует специальная комиссия, созданная из сотрудников компании, которая может быть рабочей, постоянной и разовой. Задача постоянной – выполнение плановой, выборочной инвентаризации и проведение контрольных проверок. Если в компании есть большое количество ТМЦ, то в такие периоды можно проводить выборочную инвентаризацию – в этом случае решение о проведении нужно принимать в рабочем порядке.
Рабочие комиссии могут участвовать в плановых инвентаризациях и проводить выявление результатов. А вот в случае разовых инвентаризаций нужно утверждать вначале их состав, поскольку он может отличаться при проведении мероприятий.
Прежде чем начинать работы, следует проверить, как организована работы компании:
- Охрана склада, наличие сигнализации.
- Правила оформления договоров, в которых прописана ответственность специалистов, отвечающих за хранение ТМЦ.
- Соответствие должностей лиц, которые несут матответственность.
- Соблюдаются ли условия, когда материально ответственные лица имеют возможность обеспечивать сохранность вещей.
- Наличие приборов изменения.
- Как осуществляется вызов продукции из склада, правила составления документов.
Проводить проверку (имущественную, документальную), есть ли товары и продукция в наличии, нужно в коллегиальной форме. При этом все участники комиссии должны участвовать в этом, в обратном случае результаты проверки могут быть признаны незаконными. Также при проведении инвентаризации должны присутствовать лица, которые несут матответственность.
Кроме того, руководитель должен предоставить все необходимые инструменты и измерительные приборы для проведения инвентаризации. А вот материально ответственные лица должны подготавливать товары, оформить документацию до проведения работ. Нужно подготовиться и самим членам комиссии: опломбировать склад, где расположены товары, проверить весы, получить документы от материально ответственных лиц, в которых подтверждается данные о товарах, их стоимости, их движении.
Инвентаризация может проводиться достаточно долго, и в этот процесс могут осуществлять отгрузки или приёмка товара. В таком случае на них составляет отдельная опись.
Также при проведении инвентаризации составляет приказ, в котором обязательно должны быть причислены товары, которые нужно проверит, причины проведения инвентаризации, сроки. Но также следует подготовить и другие документы:
- Методика проведения проверки.
- Описание действий сотрудников при проведении инвентаризации.
Как проходит инвентаризация – пошаговое руководство
Первый шаг – подписание приказа о проведении работ, на основании которого создается комиссия, уполномоченная на проведения инвентаризации. Обычно в нее включаются товаровед, технолог и бухгалтер.
Дальше все проходит по следующей схеме:
- Комиссии передает учетные данные по ТМЦ из бухгалтерии.
- Проводится проверку измерительного и иного оборудования, которое будет применять при проведении работ, что минимизирует риск неточностей.
- Помещение опечатывают, чтобы у материально-ответственных лиц не было возможности спрятать лишний товар или возместить убыток.
- Проводятся все учетные документы, причем их подписывает руководитель компании.
- Снимается касса и проверяется выручка (если мы говорим про магазин).
- Ответственное лицо подписывает расписку, в которой указывает, что все готово к подсчетам остатков.
- Начинается процедура инвентаризации: продукция взвешивается, измеряется по количеству и объему.
- Полученные результаты сравниваются с фактическими документами, а итоги записывают в специальную ведомость.
При проведении работ посторонним нельзя находиться в помещении, а рабочий процесс приостанавливаются. Ночью или при уходе на обед руководитель комиссии должен опечатать помещение.
Инвентаризация – сроки проведения
Но есть несколько правил. Так, если речь идет про проверку готового товара на складе, то она должна проводится не реже одного раза в год перед составлением отчетности. Нужно помнить, что подобные работы это не просто проверка, но и уточнение финансового состояния компании, которая позволит вовремя принять необходимые решения для улучшения работы компании.
Периодичность проведения инвентаризации на складах – также не менее раза в год. Магазины проверяют минимум дважды, но можно проводить проверку и чаще (тут все зависит от движения товаров).
Сроки, как и другая информация про инвентаризацию, записывается, записывается в приказе директора. В некоторых случаях (например, есть подозрения о кражах), руководитель может оформить внеплановую проверку. В этом случае ее нужно проводить в день приемке и передачи товара между матответственными лицами.
Более подробно о составлении акта об инвентаризации ТМЦ мы расскажем в нашем материале.
Здесь вы узнаете, что такое бро технической инвентаризации и кто в нем работает.
Более подробно о проведении проверки вы узнаете тут.
Оформление товаров, поступивших при проведении проверки
Если в процессе проведения инвентаризации на предприятии поступили товар, то его должны принять материально-ответственные лица вместе с членами инвентаризационной комиссии, оформить по реестру либо по отчету. Затем данные о поступившей продукции заносят в опись «ТМЦ, поступившие при инвентаризации».
В документ обязательно должна быть следующая информация:
- Дата поступления продукции.
- Поставщик.
- Дата и номер приходного документа.
- Количество товара, наименование, стоимость.
- Общая сумма.
Одновременно с этим на приходных документу руководитель комиссии должен сделать отметку «После инвентаризации», записав ссылку на дату описи.
Добрый день, уважаемые посетители сайта! В прошлом месяце я, как самый ответственный человек в коллективе, проводила инвентаризацию ресторана. Моя основная работа заключается в связи с поставщиками и логистами. В сроки инвентаризации я полностью уложилась, меня похвалили. Скажите, предусмотрено ли мне денежное вознаграждение?
Хотелось бы уточнить: кого лучше брать в комиссию по инвентаризации? Сколько человек должно быть в комиссии?
Доброго времени суток . Прочитал статью и несогласен по поводу проверки организации работы компании перед инвентаризацией. Это получается мы уже перед инвентаризацией начинаем искать виноватых перед недостачей ? Которой возможно и нету .
Юра , я согласен с вами. Так оно и есть, что виновные появляются раньше всей проверки. Сама же информация в этой статье интересная.
Вообще желательно что бы при инвентаризации не было поступления и расхода ,что очень отвлекает от проведения работы , и кроме того вносит путаницу в документах,что может привести к неверному результату и тогда смысл инвентаризации сводится к нулю