Лицензирование пассажирских перевозок — изменения в 2020 году
С каждым годом движение автотранспорта становится более интенсивным, и в таких условиях возрастает и опасность возникновения аварийных ситуаций. Увеличившееся число произошедших в последнее время аварий с трагическими последствиями, связанных с автобусами, привело к необходимости усилить контроль над этой деятельностью. Одним из методов, направленных на повышение безопасности движения и снижение риска гибели людей, стало изменение правил лицензирования пассажирских перевозок в 2019 г.
О лицензировании
Лицензия — это документ, дающий право на осуществление деятельности, которая попадает в разряд находящихся под особым контролем государством. В эту категорию попадают те производства, товары и услуги, которые могут принести существенный вред населению, природе, культурному наследию при неправильной организации работы. Пассажирские перевозки находятся в зоне повышенного риска из-за множества разнообразных факторов, определяющих их безопасность. Сюда входят исправность транспортного средства, профессионализм и здоровье водителя, соблюдение им режима работы и отдыха, строгое следование правилам дорожного движения и др.
На настоящее время главными законодательными актами, на основе которых производится лицензирование этих услуг, являются:
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 17.06.2019г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.12, п.24;
- Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2019 года №195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
Как можно видеть по датам этих законодательных актов, в 2019 г. были внесены изменения в правила лицензирования для пассажирских перевозок на автобусах с вместимостью более 8 человек.
Что изменилось в 2019
Наличие лицензии было обязательным в данной деятельности и ранее, но для некоторых видов перевозок были сделаны исключения. Именно для них изменились правила внесением в категорию обязательного лицензирования:
- Автобусов, перевозящих людей по заказам (фрахту). С этим автотранспортом чаще всего были связаны дорожные происшествия с тяжелыми последствиями. Отсутствие контроля уровня квалификации водителей и соблюдения ими режима работы, недобросовестный осмотр техники и другие нарушения стали причиной множества аварий.
- Транспорта, осуществляющего развоз работников предприятий — так называемые перевозки для собственных нужд. Здесь также недостаточно контролировалось качество услуг при том, что данные автотранспорт перевозил людей по дорогам общего пользования.
При этом и сейчас предусмотрены некоторые исключения. В настоящее время в соответствии с законодательством от получения лицензий освобождены:
- Перевозки, производимые в пределах территории предприятия без выезда на трассы.
- Служебные автобусы, обеспечивающие деятельность силовых структур и ЧС, в том числе аварийно–спасательных служб, пожарных, скорой медицинской помощи, полиции, военной автоинспекции, следственных органов СК РФ, федеральной и исполнительной власти и др.
Требования при получении лицензии
С учетом того, что лицензирование призвано обеспечить максимальную безопасность людей при перевозке, требования к лицензиату предъявляются следующие:
- Должен быть назначен ответственный работник за осуществление безопасного дорожного движения, которому необходимо пройти аттестацию в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, работающем самостоятельно, то и аттестоваться должен он сам.
- Предприятие обязано иметь лицензированного медработника со средним специальным или высшим образованием, имеющего право на проведение дорейсового и послерейсового медицинского осмотра. Если такого в штате нет, то требуется заключение договора с медицинским учреждением, получившим лицензию на такой вид деятельности.
- Иметь зарегистрированный автотранспорт, находящийся в собственности соискателя лицензии или принадлежащий ему на других правах (аренда, лизинг), подтвержденных соответствующими правоустанавливающими документами.
- Укомплектовать штат водителями, обладающими необходимой квалификацией, прошедшими медицинское освидетельствование и имеющими стаж, предусмотренный правилами.
- Обладать собственными возможностями обеспечить надежный контроль технического состояния автобусов или заключить договор на такое обслуживание с соответствующей профильной компанией.
- Оборудовать используемый транспорт до 1 ноября тахографами (приборами, регистрирующими выполнение водителем режима труда и отдыха).
Как получить
Для прохождения процедуры лицензирования заявителю необходимо собрать пакет документов, куда войдут:
- Заявление о предоставлении лицензии на перевозку пассажиров. Образцы для юридических лиц и ИП представлены ниже.
- Регистрационные и правоустанавливающие документы для ООО или ИП.
- Подтверждение наличия автотранспорта на праве собственности или договор аренды (лизинга, дарения).
- Сведения об имеющейся производственной базе, способной обеспечить надлежащее техническое обслуживание и контроль состояния транспортных средств либо договор с предприятием, оказывающим такие услуги.
- Подтверждение обеспечения необходимого медицинского предрейсового и послерейсового контроля водителей силами предприятия, если в штате предусмотрен лицензированный медработник. Если такового нет, то договор с имеющим необходимые разрешения на проведение этих осмотров медицинским учреждением.
- Приказ о назначении ответственного за безопасность дорожного движения работника, имеющего свидетельство о полученной соответствующей подготовке. Для индивидуального предпринимателя, работающего самостоятельно, достаточно подтверждения прохождения обучения.
- Сведения о наемных работниках, оформленных в качестве водителей (трудовые договоры, копии водительских удостоверений, данные о здоровье).
- Копии свидетельств о постановке на регистрацию каждого из лицензируемых автобусов.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ
После сбора всех необходимых документов составляется их опись, и все направляется на рассмотрение в региональное отделение Ространснадзора (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Документы могут предоставляться:
- непосредственно заявителем при личном посещении;
- в виде заказного письма.
На рассмотрение поданного заявления отводится от 30 до 45 дней, после чего заявитель получает извещение о времени выдачи лицензии или письмо о причинах отказа. Ими могут стать, прежде всего, недостоверные или неподтвержденные данные по любому пункту из предоставляемых сведений.
Стоимость получения лицензии составит:
- для оформляющих впервые ― 7500 рублей;
- при замене имеющейся на новую – 750 рублей.
Ответственность за отсутствие лицензии
Для предприятий и ИП, осуществляющих нелегальные пассажирские перевозки, предусматриваются административные наказания в виде штрафа (ст. 4.1.2 КоАП):
- Для должностного лица организации, допустившей нарушение и водителя, ― 50 000 руб.
- Индивидуальному предпринимателю ― 100 000 руб.
- Юридическому лицу ― 400 000 руб.
Повторное нарушение может привести к увеличению суммы штрафов. Кроме этого, возможна конфискация транспортного средства, на котором производились незаконные перевозки. Для злостных нарушителей наказанием может стать приостановка деятельности на срок до 90 дней.
Добрый день. Я сам ИП нет высшего образование. Могу ли обучиться на ответственного по БДД для получение лицензии на перевозку пассажиров