Аттестация персонала – как она проводится и для чего нужна?
В кадровом менеджменте аттестация стоит отнюдь не на последнем месте. Она представляет под собой систематическое оценивание деятельности конкретного сотрудника согласно общепринятого стандарта выполнения прямого функционального назначения в конкретной занимаемой должности.
Суть аттестации и для чего она нужна?
Успех предприятия заключается не только в массивных капиталовложениях в производство, но и слаженной работе персонала. Потому, на фирме очень важно Понятие «аттестация» подразумевает под собой процесс, посредством которого существует возможность объективно определить квалификацию работника, на основании сопоставленных требований и достигнутых результатов.
Благодаря аттестации существует возможность провести диагностику всего персонала, выявив, таким образом, слабые места, или напротив – усмотреть наиболее эффективных сотрудников. Проведение аттестации позволяет «высеять» некомпетентный, неквалифицированный персонал, которому необходимо пройти дополнительно обучение, для их профессионального роста.
Основной целью проведения аттестации является приведение в соответствие качества и уровня труда, а также личностного потенциала сотрудника в соответствие с требованиями к выполняемой деятельности. Оценивание проводится не ради оценки, а ради принятия единого верного кадрового решения, чтобы применить либо поощрение либо наказание или провести дополнительное обучение сотрудников предприятия.
Основные принципы мероприятия
Несомненно, корпоративная культура оказывает непоколебимое влияние на подготовку и проведение мероприятия и оценивания. Однако есть такие условия проведения аттестации, которые принято считать обязательными, среди них:
- Гласность.
- Демократизм.
- Результативность.
- Объективность.
- Возможность обжалования.
Проведение процедуры оценивания начинается только с того, что каждого из оцениваемых сотрудников необходимо ознакомить с регламентом проведения оценки, а также проводится ознакомление с методологией проведения аттестации.
Каждый из аттестующихся, перед проведением оценки, получает личностную характеристику, обсуждение которой выносится на весь коллектив. При этом учитывается мнения всех из участников, особенно при подведении итогов.
Важность внедрения аттестации на предприятии
Перед проведением оценивания сотрудников, стоит прежде всего определение деловых и личностных качеств каждого из сотрудников, его умений, качество его труда, а также поведение результата относительно занимаемой должности и эффективности выполнения его задач на предприятии.
Перед аттестацией стоит задача определить и оценить знания сотрудника в определенной отрасли производства, высветить и развить его сильные стороны, уличить слабые стороны и устранить их воздействие на производительность. Также, своевременное и систематично проведенное оценивание позволяет установить необходимость в проведении обучения персонала.
Важно отметить, что проведение аттестации должно быть прописано в коллективном договоре вместе с четким закреплений категорий работников, проведение аттестации для которых, является обязательным.
Также коллективным договором должно быть закреплено порядок проведения и периодичность такого оценивания.
Какие виды аттестации существуют?
Существует три вида аттестации:
- Регулярная.
- Промежуточная.
- Нерегулярная.
Промежуточная аттестация проводится несколько раз в год. Она проводится с целью оценивания текущего состояния. Результаты такой проверки предназначены для руководителей и специалистов.
Аттестация нерегулярного характера проводится в связи с выявление неожиданных обстоятельств, к примеру – появлением новых вакансий, направления на обучение, изменения в структуре предприятия, введения инноваций и т.д.
Не подлежат тестированию, согласно законодательству:
- лица, работающие на предприятии меньше года;
- женщины, которые сами воспитывают детей.
- одинокие отцы;
- несовершеннолетние лица;
- лица, которые воспитывают детей-инвалидов или детей до трех лет.
В зависимости от вида, аттестация проводится с помощью осуществления базовых процедур, в таком порядке:
-
Проведение самооценки аттестуемого сотрудника.
- Оценка сотрудника, по словам руководителя.
- Проведение групповой экспертной оценки. При этом тестируемого обязательно оценивают эксперты, по выдвинутым критериям. Как правило оценивание предполагает использование семибальной шкалы. Для каждого из критериев высчитывают суммарный балл. Такой метод позволяет оценить результаты деятельности сотрудника, с точки зрения его профессионализма.
- Экзаминирование. Проведение экзамена позволяет произвести оценивание профессионализма и компетенции работника, как письменно, так и устно.
- Проводится оценочное собеседование.
Методы проведения аттестации специалистов на предприятии
Кроме применения стандартных методов оценивания, проводится моделирование рабочей ситуации. За счет такого метода, можно более глубже оценить профессиональную компетенцию работников.
Среди дополнительных методов оценивания, применяется самостоятельная постановка проблемы и вопроса руководством. Такой метод позволяет подтвердить или выявить компетентность конкретного испытуемого.
Что представляет собой система управления персоналом и зачем она нужна? Эта статья восполнит все ваши пробелы в этой сфере.
Какие методы оценки персонала, кроме аттестации, существуют? Здесь подробно рассказано про все варианты.
Тут вы узнаете, как грамотно составить докладную записку на сотрудника компании.
Этапы проведения
Проводится процедура оценивания в четыре этапа. Первый этап – подготовительный. Издается приказ о проведении мероприятия, утверждается состав комиссии, положения, списки и листы, которые относятся к аттестации.
Следующий этап – оценочный, когда проводится непосредственное оценивание трудовой деятельности работника и подразделения. Третий этап – проведение самой аттестаций, когда аттестационная комиссия, на основании оценочного материала, обсуждает и рассматривает предоставленное. Последний из этап проведения оценивания – подведение итогов. В этот этап включается разработка отчета относительно проведенного мероприятия комиссией.
После аттестации, обязательно проводят в соответствие систематизацию полученных итогов для дальнейшего их хранения. На основании полученных результатов проводят разработку действенного плана и рекомендаций, с помощью которых будут проводиться необходимые работы с сотрудниками. Это наиболее ответственный момент последнего этапа – утверждение административных и кадровых решений по итогу проведенной аттестации.
Важно отметить, что работник, согласно действующему законодательству, уведомляется о проведении аттестации не позже чем за два месяца до ее проведения. Также оценивание должно быть произведено исключительно в его присутствии.
Основные проблемы аттестации и методы их преодоления
При выполнении аттестации на предприятии довольно часто проводится оценка участников с использованием среднего балла, который не позволяет получить достоверные результаты относительно хороших работников, средних и плохих. Так же, распространено снисходительное отношение участников и слишком завышенная требовательность.
Существует также проблемы, связанные с эффектом ореола, когда оценочная комиссия оценивает участников исходя из одной характеристики.
Существую также ошибка эталона и контраста. Первая – когда оценка участнику дается на фоне более слабых сотрудников. Вторая – когда комиссия выступает руководством компании и имеет различное мнение относительно идеального сотрудника.
Оценивание профессионализма и квалификационного соответствия, не может проводится по признакам, которые не связаны с выполняемой работой сотрудника.
Предотвратить подобное можно за счет проведения мероприятия независимыми экспертами. Не менее важно прибегать к помощи уже разработанным шкалами индикаторам, которые точно подбирают градацию под конкретного сотрудника. Такая шкала минимизирует затраты на проведение обучения для руководителей.
При оценивании используются только обоснованные факты касательно того или иного работника, накопившиеся на протяжении всего конкретного периода. До проведения аттестации, должно быть проведено квотирование, согласно которому определенное количество людей может получить оценку отлично, хорошо, плохо. Таким образом, руководитель сможет более объективно оценить деятельность своих подчиненных.